главная

Биография

Служения

Проповеди Труды Послания Интервью

Задача православия - возрождение духовности


Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий:
"Задача православия - возрождение духовности"
интервью Правящего Архиерея корреспонденту ТАСС Юрию Хоц

Задача, которая стоит перед православием - возрождение духовности, причем, духовности и в своей
среде, среди священников, подчеркнул митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий


ВОПРОС: Владыка, чем для Вас были четверть века архиерейского служения?

ОТВЕТ: Для меня, как епископа русской православной церкви, который осуществлял свое служение еще в годы советской власти, прошедшие 25 лет стали годами, в которых я утвердился в том, что истина вечна и единственно верна. И не зависит ни от каких-либо колебаний - ни политических, ни экономических. И самое большое счастье - быть востребованным при любом строе, любой действительности, представлять из себя человека, который необходим обществом.
Я вырос в верующей семье простых рабочих людей в небольшом городке в 15 км от Загорской лавры под Москвой. Мечта быть священником была с детства. И уже к 6 классу средней школы сформировалось твердое желание стать священнослужителем, хотя это были непростые годы хрущевских гонений. И сразу после окончания школы поступил в семинарию.

ВОПРОС: Владыка, Вы в достаточно молодом возрасте стали представлять РПЦ на Западе, в Швейцарии. Чем эти годы запомнились Вам?

ОТВЕТ: Сложность была в том, что когда в то время человек из Советского Союза приезжал на Запад, вне зависимости от того, был он верующим или нет, к нему проявлялось недоверие. Недоверие со стороны принимающей стороны, а также коллег, которые работали в этой стране во Всемирном Совете Церквей - организации, куда входит более 300 Церквей мира. Поэтому необходимо было время, чтобы завоевать доверие всех этих людей, убедить их в том, что я намерен представлять интересы церкви, а не государства. Главное было в том, чтобы никогда не юлить, не уходить от ответов на острые вопросы, а честно говорить о том, что думаешь.

ВОПРОС:В то время Вам приходилось несколько раз встречаться с Папой Иоанном Павлом II . Какое мнение у Вас сложилось о нем?

ОТВЕТ: Папа - человек довольно сложный, он консервативен, этот консерватизм проявляется даже в его одежде. Вместе с тем, у него четкий немецкий ум, и его консерватизм, думаю, должен получать новое мышление. Естественно, он подчеркивает значимость святых для Рима позиций, которые, с нашей точки зрения, может быть, не являются таковыми. Но он очень интересен для сотрудничества. Разговаривать с этим думающим человеком приятно, он склонен к тому, чтобы давать переоценку своим убеждениям.

ВОПРОС: Как вы оцениваете процесс объединения РПЦ с православной зарубежной церковью?

ОТВЕТ: Безусловно, как положительный шаг. Прежде всего, как человек церкви, поскольку это большое событие, когда разделенный по политическим соображениям единый народ объединяется на основе веры. С другой стороны - это общегосударственное дело, поскольку такой шаг означает примирение с теми силами, которые остались после гражданской войны за пределами страны. Это - общенациональное примирение, которые укрепило позиции не только и не столько нашей церкви, сколько позиции нашего государства.

ВОПРОС: Владыка, на табличке, обозначающей улицу, на которой находится здание епархии, два названия - улица Введения и улица Освобождения труда. Вы являетесь сторонником того, чтобы возвращать прежние наименования улиц, городов?

ОТВЕТ: Я - сторонник исторической правды. И если она требует такого шага - то, безусловно, да. В Москве один из отделов Патриархии очень долго не мог изменить название улицы - Малой коммунистической. Там было много переулков с подобным названием, даже Коммунистический тупик! Я не против коммунистов, но не согласен с тем, что придается некое сакраментальное значение, связанное с нашей историей. Конечно, также больно было менять старое название, также больно и возвращать его. Но в Воронеже очень многие улицы имели двойное название, и это прижилось в народе. Сложнее с главной улицей города Большой дворянской, которая теперь носит название проспекта Революции. Ведь этого сословия уже нет, а революция в стране была. Другое дело - заслуживает ли она того, чтобы в ее честь была названа улица?
ВОПРОС: Как Вы считаете, в каком состоянии сейчас находится православие в центральной России, в частности в Воронежской области, карта которой даже своими очертаниями похожа на сердце?

ОТВЕТ: Во-первых, мы ничего искусственно не открываем и не насаждаем. Люди сами начинают стучаться во все двери и просят дать им священника. Внимательно изучается серьезность общины в таком намерении. Помнится, открыли мы храм в одном селе, а люди в него практически не ходят. Приезжаю туда, спрашиваю, почему так? А они и говорят, «мы люди верующие, дело священника - молиться, а наше - заниматься своими делами».
Тем не менее, в области каждый год открываются десятки новых храмов, мы даже сталкиваемся с нехваткой священников. Мы привлекаем их и из других епархий.
Что касается средств на возрождение храмов - то в последнее время есть масса примеров того, как состоятельные люди передают для этого значительные суммы. Причем, такая помощь часто носит адресный характер - в городской суете они вспоминают о разрушенном храме на своей малой родине, в своем селе и просят принять свою помощь в их восстановлении.

ВОПРОС: Инициатива православной церкви ввести в школах изучение основ религии встретила неоднозначное понимание в обществе. Как вы относитесь к этой проблеме?

ОТВЕТ: В этом деле не должно быть никакого насилия. Приведу пример. В одной из сельских школ области начали факультативно изучать основы православной культуры. Среди детей был мальчик, родители которого - мусульмане. Он сторонился занятий, не принимал участие в играх, которые проводили педагоги. Но когда учителя поговорили с ним и сказали, что он может не ходить на сами уроки, а принимать участие только в играх, малыш с радостью согласился, ожил. К счастью, родители тоже не были против. Мы всегда подчеркиваем: если есть человек иных убеждений, религиозных или атеистических, родители детей должны это сказать.  Хотя моя точка зрения - более широкая. Мы живем в России, и нам необходимо знать основы своей культуры. Если православный человек живет в Татарстане - ему нужно изучать не только православие, но и основы ислама. Иначе он не будет знать культуру тех людей, с которыми живет бок о бок. Это касается и других основных религий. Кроме пользы человеку такой подход ничего не принесет.

ВОПРОС: Люди плохо представляют, как проводят свое свободное время служители церкви. У Вас есть увлечения?

ОТВЕТ: Не складывается у меня свободное время. Очень много дел. Когда после выездов на праздничные дни в приходы возвращаюсь в епархию, из канцелярии приносят кипы бумаг, которые необходимо не только подписать, но и внимательно изучить. Поскольку за каждой бумагой стоит человек, кого-то нужно вызывать, с кем-то встречаться. Беда еще в том, что все хотят говорить с правящим архиереем, а не с помощниками.
Много времени занимает семинария, за последнее время в области сделано немало для восстановления нашей духовной школы. Кстати, по качеству преподавания, и по внутренней наполненности жизни она, на мой взгляд, представляет собой одну из лучших школ в Русской православной церкви.

ВОПРОС: Владыка, вы долгое время проработали в Москве, были, по сути, вторым человек в Патриархии. Не скучаете по столице?

ОТВЕТ: Первые полгода после назначения в Воронеж мне приходилось оставаться Управляющим делами Московской Патриархии, совмещать два важных дела. Но потом подал прошение и окончательно перебрался сюда. Здесь уникальные люди, и я не чувствую, что здесь периферия. А эмоциональный и интеллектуальный накал жизни не ниже, а может и превосходит столичный, ведь Москва - это больше «тусовка». Поэтому избавился от ностальгии по Москве и прилепился всем сердцем к Воронежу.
 

17.01.08 www.itar-tass.com