главная

Биография

Служения

Проповеди Труды Послания Интервью

Диалог государства и коммерческих организаций в сфере здравоохранения с позиции социальной доктрины Русской Православной Церкви


выступление Председателя отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата Русской Православной Церкви
Митрополита Воронежского и Борисоглебского СЕРГИЯ

11 декабря 2008 года на «круглом столе»: «ГОСУДАРСТВЕННО - ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ», организованного Комитетом по охране здоровья Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва.

Уважаемые участники «круглого стола», Дамы и Господа!

Наш мир, который никогда еще раньше не был таким взаимосвязанным, переживает финансовый кризис, имеющий глобальные последствия. Текущий финансовый кризис довольно быстро принимает форму экономического кризиса и угрожает вылиться в социальный кризис во многих странах.

Экономические трудности, которые сопровождают кризисы, всегда самым пагубным образом отражаются на здоровье людей. В прошлом многие страны, особенно с низким уровнем доходов, предпринимали в качестве ответной меры на экономические проблемы, сокращение расходов на здравоохранение, образование и социальную защиту. И эта мера всегда имела разрушительные последствия для здоровья, демографии, безопасности и благополучия. Русская Православная Церковь обеспокоена проблемами современной экономики, потому что «попечение о человеческом здоровье – душевном и телесном – искони является заботой Церкви». (Х1.1 )

Согласно Православному миропониманию, состояние экономики напрямую зависит от духовного состояния общества и каждого отдельного человека. Экономика – это интегральный продукт нравственного состояния людей. Дело в том, что грех, зарождаясь в глубинах человеческой души, затем выплескивается наружу. Возникают искаженные грехом отношения между людьми, которые оказывается запечатленными сначала в общественной нравственности, затем в законодательных установлениях, и наконец, во всем социальном строе. Таким образом, грех как бы застывает в общественном сознании, в экономических механизмах, в формах управления - создавая вокруг человека тотальное пространство, искаженное безнравственностью. Это пространство способно затем воспроизводить людей, обезображенных грехом. Поэтому целью Православной Церкви является «не только спасение людей в этом мире, но также и восстановление самого мира». (1.2)

Церковь не считает для себя возможным указывать государству, какие именно экономические механизмы ему надлежит применять при осуществлении социальной политики , в том числе экономической политике в сфере здравоохранения. Для Церкви важно другое: чтобы экономические процессы не выходили за границы нравственных норм, чтобы экономика была справедливой, а реформирование здравоохранения находило понимание у народа и имело плоды в виде повышения уровня здоровья населения. Святейший патриарх Алексий II еще в 1996 году выразил убежденность в том, что «человеческая жизнь, здоровье и благосостояние граждан должны быть безусловным приоритетом при распределении материальных средств, при выработке экономической и социальной политики» .

Святые отцы Православной Церкви не единожды обращались к вопросам хозяйственной жизни, размышляя в своих трудах и о проблеме социальной ответственности собственников. В основе их взглядов лежит представление о том, что подлинным собственником всего сотворенного мира является Господь. Человек – всего лишь распорядитель доверенного ему Богом имущества, которым он должен пользоваться в соответствии с волей Творца. В этом смысле не существует различия между государственной и частной собственностью. Поэтому Русская Православная Церковь отказалась от участия в навязываемой ей дискуссии о том, какие формы собственности «более христианские», а какие «менее христианские». «Церковь признает существование многообразных форм собственности. Государственная, общественная, корпоративная, частная и смешанные формы собственности в разных странах получили различное укоренение в ходе исторического развития. Церковь не отдает предпочтения ни одной из этих форм. При каждой из них возможны как греховные явления - хищение, стяжательство, несправедливое распределение плодов труда, так и достойное, нравственно оправданное использование материальных благ». (Y11.3) Именно с этих позиций Церковь подходит к вопросу государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения.

Нельзя не заметить, что официального понимания и толкования самого термина «государственно-частное партнерство» в России пока не существует. Это словосочетание употребляется сегодня для обозначения любых форм сотрудничества государственной власти и частного бизнеса. При этом каждый может вкладывать свой собственный смысл в это понятие, следуя социальной конъюнктуре или даже своим личным интересам. Церковь считает справедливым мнение тех, кто полагает, что на сегодняшний день главное препятствие на пути развития «государственно-частного партнерства» в России - это отсутствие в нашей стране концепции государственной собственности. Действительно, недопустима ситуация, когда даже в Федеральном законе о естественных монополиях не только не определены, но и не упомянуты категории «государственная собственность» и «федеральная собственность». Мы разделяем обеспокоенность тех, кто считает, что в условиях правового и понятийного хаоса, идея государственно-частного партнерства может стать лишь инструментом приватизации государственных предприятий и учреждений сферы охраны здоровья. Мы согласны с тем, что государственно-частное партнерство в здравоохранении в условиях правовой неопределенности, экономического и нравственного кризиса может привести к созданию очередного механизма перекачивания в коммерческие структуры бюджетных средств и средств Фонда обязательного медицинского страхования. Поэтому, прежде чем создавать систему государственно-частного партнерства, государство должно взять на себя ответственность перед обществом за имеющуюся у него собственность и определить на уровне федерального законодательства те объекты системы здравоохранения, которые не подлежат приватизации.

Обсуждение проблем государственно-частного партнерства происходит в условиях реструктуризации российской системы здравоохранения, проводимой с 2004 года. Священнослужители Русской Православной Церкви не только общаются с болящими в соответствии с долгом пастырского служения, но и болеют сами, и точно также как и все российские граждане, обращаются за медицинской помощью в различные учреждения здравоохранения. Поэтому мы знаем не понаслышке о проблемах российской системы охраны здоровья. И мы согласны с мнением наших прихожан о том, что за пять лет проводимых в здравоохранении реформ, для большинства населения нашей страны здравоохранение не стало ни более доступным, ни более квалифицированным, ни более качественным. Отдельные успехи реформ здравоохранения не меняют у населения и медицинских работников общего впечатления состоящего в том, что система медицинского обслуживания продолжает стремительно ослабевать и распадаться. Об этом свидетельствуют, в частности, участившиеся случаи обращения пациентов в общественные организации православных врачей, связанные с тем, что некоторые больные не могут получить необходимой медицинской помощи в официальной системе здравоохранения. А ведь страдания даже одного человека, для которого здравоохранение стало менее доступным - это страдания всего народа, в котором, как и в теле человеческом, «страдает ли один член, страдают с ним все члены» (1 Коp. 12:26). Необходимость проведения реформ здравоохранения может вытекать из экономики, но не должна диктоваться ею. Основной целью государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения, как и любых реформ в здравоохранении, должно быть не решение проблем недофинансирования медицины или получения прибыли от медицинских услуг, - но повышение уровня здоровья населения, а также кардинальное улучшение демографической ситуации, повышение качества и доступности медико-санитарной помощи. «Не отдавая предпочтения какой-либо модели организации медицинской помощи, Церковь считает, что эта помощь должна быть максимально эффективной и доступной всем членам общества, независимо от их материального достатка и социального положения, в том числе при распределении ограниченных медицинских ресурсов». (Х1.3)

Церковь не может согласиться с представлениями о том, что государственно-частное партнерство – это взаимодействие государственной власти и бизнеса, созданное исключительно с целью управления финансовыми потоками, что цели создания такого партнерства – сугубо экономические. У экономики имеется четкое этическое измерение. Экономика — это социально ответственный вид деятельности, в котором нужно сочетать принципы эффективности и справедливости. Актуальными остаются слова итогового документа седьмого Всемирного русского народного собора, состоявшегося в декабре 2002 года посвященного теме «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России». В этом документе говориться: «Сегодня государственные власти, ученые, предприниматели, профсоюзы, общественные организации активно ищут пути преодоления негативных явлений в экономике. Такой поиск не может ограничиваться лишь областью цифр и законов рынка. Проблемы национального хозяйства нельзя разрешить, не вспомнив о моральном и духовном состоянии общества. Ведь многие причины нынешних трудностей сокрыты в душах и сердцах человеческих. Рецепты ученых и решения властей не сделают людей счастливыми, если не будут сопровождаться возрождением нравственной основы человеческой деятельности... Определение судеб национального хозяйства не должно превращаться в «удел» чиновников, бизнесменов и экономистов. Все мы - народ, государство, Церковь, профсоюзы, ассоциации предпринимателей, наука, гражданское общество - должны воспринимать экономику России как область своей заботы и своих созидательных усилий. Стране необходим широкий и открытый диалог по экономическим и социальным вопросам, влияющий на принятие любых важнейших решений». Эти слова особенно актуальны применительно к экономике здравоохранения, - потому что сохранение здоровья является проблемой для каждого из нас. В этой связи, при формировании системы государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения, следует говорить о соборности такого партнерства и определить, что партнерами в деле охраны здоровья для государства являются не только частная система здравоохранения и частные инвесторы, но и религиозные, благотворительные и общественные организации. Полагаю, что во избежание злоупотреблений, создание и функционирование всех форм государственно-частного партнерства в здравоохранении должно находиться под контролем и при участии общественных организаций не исключая и Церкви . Финансовый и нравственный кризис – вряд ли удачное время для экономических экспериментов в здравоохранении. Однако, если уже поставлен вопрос о неотложной необходимости этапа разработки и апробирования проектов государственно-частного партнерства в нескольких региональных «пилотных» проектах уже в наступающем году , - то эти проекты должны сопровождаться обязательной последующей профессиональной экспертизой и широким общественным обсуждением полученных результатов при участии религиозных, благотворительных и общественных организаций.

Взгляд на экономику как на сферу, полностью определяющую всю жизнь общества, включая политику, нравственность и духовную жизнь людей и по сей день разделяется очень многими реформаторами российского здравоохранения. Кризис морали, охвативший сначала политическую и общественную жизнь, а потом приведший и к кризису в экономике, тоже возник из мировоззрения, уверенного в том, что «экономика первична», и что «рынок все устроит сам». «Глобальный финансовый обвал, в эпицентре которого оказалась экономика США, открыто развенчал неолиберальный миф об «эффективности» нерегулируемых финансовых рынков» . Однако, с православной точки зрения, финансовые и экономические процессы не являются «безличными». Деньги двигаются людьми, имеющими свой нравственный уклад, определенный уровень образования и культуры. К этим людям обращены слова Русской Православной Церкви: «Путь, на который вы вступили, требует прочного нравственного фундамента». Поэтому государство, берущее сегодня на себя ответственность за последствия экспериментов по внедрению государственно-частного партнерства в здравоохранении, должно взять на себя и заботу о серьезной подготовке российских специалистов, обладающих необходимым знанием российского управления и бизнеса, и знакомыми с зарубежной практикой организации такого партнерства в здравоохранении. Созданию системы государственно-частного партнерства в сфере охраны здоровья должна предшествовать работа по подготовке специалистов в сфере государственного управления России, способных профессионально составлять долгосрочные договоры для различных форм государственно-частного партнерства, а так же, разработка соответствующих учебных программ.

История развития России, как и многих других стран, демонстрирует, что кризис в экономике способен вызвать не только всплеск безнравственности, социальных разрушений, нищеты и болезней, но и пробудить силы общества, способные противодействовать этим явлениям. И почти всегда во главе таких здоровых сил российского общества являлась Русская Православная Церковь, осознающая, что государство остро нуждается в людях, которые в силу своих религиозных убеждений будут следовать высоким принципам христианской этики и понимать что полное преодоление экономического кризиса невозможно без преодоления кризиса нравственного. Русская Православная Церковь готова «в соработничестве с государственными структурами и заинтересованными общественными организациями участвовать в выработке такого понимания охраны здоровья нации, при котором каждый человек мог бы осуществить свое право на духовное, физическое психическое здоровье и социальное благополучие при максимальной продолжительности жизни». (Х1.3) Надеемся, что и государство услышит голос Церкви.


[1] Здесь и далее в круглых скобках – цитируемые фрагменты «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». Информационный бюллетень отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. №8. Август 2000.

[2] См. заявление Святейшего Патриарха Алексия II http://www.mospat.ru/text/news/id/8397.htm.

[3] 28.12.96 заявление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви по проблеме невыплаты зарплат и пенсий. Информационный бюллетень ОВЦС МП. 1996; http://www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/97/163/4_patr.htm

[4] В редакции от 29.12.2006 Федеральный Закон № 258-ФЗ

[5] 22 апреля 2004 г. состоялись парламентские слушания по программе "Повышение структурной эффективности системы здравоохранения Российской Федерации на 2004-2010 годы". Основные принципы реструктуризации здравоохранения изложены в проекте Отраслевой программы «Повышение структурной эффективности системы здравоохранения Российской Федерации на 2004-2010 годы» (2004г). Программа, теперь реализуемая, была разработана Минздравом России. Доктора Рашаль, Баранов, Ракитский, а также представители профсоюзов заявили решительное несогласие с выдвинутой программой.

[6] Такое сотрудничество организаций здравоохранения, гражданского общества и частным сектором экономики рекомендовно экспертами Всемирной организации здравоохранения. См. Доклад Комиссии ВОЗ по макроэкономике и здоровью о состоянии здравоохранения в мире, 2008 г.

[7] Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин подписал письмо на имя Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Игоря Шувалова «О предложениях РСПП по вопросу государственно-частного партнерства и реформы здравоохранения в Российской Федерации». Предложения были рассмотрены на заседании Комиссии РСПП по здравоохранению и медицинской промышленности 28 мая 2008 года.  Союз промышленников и предпринимателей предложил в максимально сжатые сроки провести пилотные эксперименты по Государственно-частному партнерству в 2-3-х регионах России по передаче в концессию государственных клиник, по созданию больничных касс, по передаче федеральных целевых программ в области здравоохранения в управление частным управляющим компаниям.

[8] Из специального заявления генерального секретаря ВСЦ Самюэля Кобиа, опубликованном на сайте Совета.

[9]  Из Обращения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося 31 марта - 4 апреля 1992 г.

11.12.2008 г. митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий