главная

Биография

Служения

Проповеди Труды Послания Интервью

"Спешите делать добро"


31 марта 2006 г. в Италии состоялась презентация книги о докторе Ф. Гаазе. В ней принял участие митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, председатель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению. В книге помещена статья Владыки, которую мы предлагаем вниманию наших читателей.

В наше время говорят о гуманизме много. Стороннему наблюдателю может показаться, что бесконечное множество конституций, деклараций, законов разных стран и сообществ направлено к единственной цели - наконец-то сделать человека счастливым. Но как часто эти благие намерения ведут лишь к <равенству всеобщей сытости> (В. Соловьев), которое не только не делает человека счастливым, но еще сильнее опустошает его душу. Драма атеистического гуманизма, столь метко подмеченная кардиналом Анри де Любаком, действительно заключается в трагическом по своим последствиям непонимании человека как <homo religius>: лишь только человечество отказывается от религиозных критериев различения добра и зла, как <мгновенно из человекобога выглянет и звериная морда. Но это - не по личным недостаткам, а с роковою необходимостью, по законам аскетики>, - писал священник Павел Флоренский.

Доктора Фридриха Иосифа Гааза, в России ставшего Федором Петровичем, в непростые времена его подвигов часто называли безудержным гуманистом, утрированным филантропом, фанатиком добра: Действительно, трудно, даже просто невозможно понять человеку общества потребления те мотивы, которые привели Федора Петровича в Россию, страну неведомую, неродную, однако столь полюбившуюся доктору. Какая сила могла заставить преуспевающего доктора, имевшего все мирские блага - достаток, почет и уважение со стороны влиятельных людей, искреннюю любовь нескончаемой вереницы пациентов, - все это обратить на безудержное служение тем, кто в обществе всегда почитался за <недочеловеков>, униженных - и поделом им! - презираемых и презренных заключенных и каторжан? Причем послужить им без остатка - не только в переносном, но и в буквальном смысле: хоронить доктора Гааза пришлось на средства полицейского управления, того же, которое отправляет в последний путь тех самых <недочеловеков>: Такой гуманизм сегодня понять трудно - для современного мира гуманизм и благотворительность, к сожалению, часто воспринимаются вроде надстройки над благополучием, некой <небесной гарантии> собственной устойчивости:

Но доктор Гааз знал, в чем состоит истинный гуманизм, и Кто есть краеугольный камень подлинного человеколюбия - Тот, Который Себя не пощадил быть преданным за грехи людские. Знал он и какова цена этой любви:

Современная цивилизация давно уже приучила человека смотреть на страдание через экран телевизора, сидя в уютном кресле, в теплоте и покое: сегодня, словами Г.Маркузе, <принцип удовольствия поглощает принцип реальности>. Соприкоснувшись с тем горем, которым был пропитан воздух тюремных острогов и пересылок, нечеловеческими условиями содержания заключенных, Гааз уже не смог - да и не хотел никогда - оторвать этих горемычных от своего болезнующего сердца: <Самый верный путь к счастию не в желании быть счастливым, а в том, чтобы делать других счастливыми>.

В <Достопамятных сказаниях> есть одно удивительное повествование. Однажды авва Агафон пошел в город продавать изготовленные им сосуды и встретил на дороге прокаженного. Тот спросил старца: куда ты идешь? Авва Агафон ответил: в город, сосуды продавать. Прокаженный говорит: сделай милость, снеси и меня туда! Старец поднял его, взвалил на свои плечи и принес в город. Тогда больной сказал: положи меня там, где ты будешь продавать сосуды. Старец так и сделал. Когда он продал один сосуд, прокаженный спросил его: за сколько ты продал? За столько-то, отвечал старец. Больной сказал: купи мне пирог. Старец купил. Потом продал другой сосуд. Больной опять спросил: а этот за сколько? За столько-то, отвечал Агафон. Больной сказал: купи мне еще один пирог. Авва Агафон купил. Наконец, когда старец продал все сосуды и собрался возвращаться, прокаженный говорит: ты уходишь? - сделай милость, отнеси меня опять туда, откуда взял! Старец взял его и отнес на прежнее место. И тогда говорит ему прокаженный: благословен ты, Агафон, от Господа на небе и на земле! Агафон посмотрел, - но уже никого не увидел: ибо это был Ангел Господень, пришедший испытать его:

Случай, некогда происшедший с аввой Агафоном, - это ключ к пониманию христианского милосердия. Сложно сказать, кто в ком более нуждается - тот, кто протягивает руку за помощью, или же тот, кто эту руку принимает: Доктор Гааз всей своей жизнью засвидетельствовал, что <настоящей нашей собственностью остается только то, что мы раздаем бедным и тратим на дела благотворительности>. Основа подлинного гуманизма и благотворительности - это та самая любовь, которой Христос полюбил падшего человека. Полюбить - значит принять любого человека целиком, взвалить на свои и так слабые плечи этого изодранного, израненного страстями и пороками человека - и идти вместе с ним, не надеясь, что через час он вскочит здоровым на ноги и пойдет сам: Тот же авва Агафон однажды сказал: <Если бы я нашел прокаженного и мог бы отдать ему свое тело, а его взять себе, охотно бы сделал это; ибо такова совершенная любовь>. Доктор Гааз является для нас ярким примером действенности такой совершенной христианской любви - любви, которая пробивает бюрократические стены непонимания, лечит неисцелимые не только телесные, но и душевные раны, уже зримо облегчает оковы - сколько усилий было потрачено Федором Петровичем на борьбу за отмену прута для ссыльных и облегчение кандалов:
Двадцатитысячная толпа шла за гробом доктора: Это ли не еще одно свидетельство того, как на самом деле много может сделать всего-то один человек, будучи просвещаем верой Христовой и вдохновляем Его словами: <Я был в темнице, и вы пришли ко Мне:> Не сомневаюсь, что ценность этой книги о докторе Гаазе в том, что она отрезвляет от неудержимого соблазна жизни в свое удовольствие, но и необычайно вдохновляет - вдохновляет <спешить делать добро>, как и завещал приснопамятный Божий раб Федор Гааз.
 

Газета "Воронеж православный" №7-8, 2006 г.