№ 2 1999

ДУХОВНЫЕ ГРАМОТЫ, ПОДПИСАННЫЕ СВЯТИТЕЛЕМ МАКАРИЕМ

Архимандрит Макарий (Веретенников),
доктор богословия, Московские духовные академия и семинария

В древности русские люди традиционно в конце своей жизни писали "духовные" грамоты, то есть завещания. Перед кончиной завещатель в присутствии свидетелей ("послухов") поручал доверенным лицам ("душеприказчикам") проконтролировать положение дел, касающихся его наследства, имущества, рассчитаться с долгами или же, наоборот, взыскать таковые. Эти грамоты утверждали затем духовные лица1 . Сохранился ряд грамот, подписанных митрополитом Макарием (†1563, пам. 30 дек.) и скрепленных его печатями. Они известны по публикациям, начиная с прошлого века, две были опубликованы в 1998 г.
Написание первой такой дошедшей до нас духовной грамоты датируется 24 июня 1546 г., а 27 июня, в четверг, она была "явлена" митрополиту Макарию. Это духовная грамота княгини Александры Васильевны Беззубцевой: "во иноцех Ефросинья"2 . Александра Васильевна, урожденная Микулинская, была замужем за Ф.И. Беззубцевым3 . В тексте перечисляются традиционные для духовной грамоты долги: "...дати ми...". При этом завещательница оговаривает последующую судьбу своей святыни: "...да что у меня святости, образ Причистые серебром обложен венец жемчюгом сажен, а на пелене образ Пречистые же, и тем образом благословляю князя Семена Федоровича зятя своего, да образ Никола Чюдотворец серебром обложен, и яз тем образом благословляю Ивана Ивановича зятя своего"4 . Завещательница пишет: "... и яз инока Ефросинья приказываю свой живот и статки князю Семену Федоровичю, зятью своему". "Да благословляю сестру свою княгиню Наталью две иконы воротные, Спасов образ мусеего писан на золоте, да другой образ на раковине Распятое Христово золотом обложен"5 . В грамоте она называет, что должно быть продано и затем куда следует дать вклады по ней, например, в Троице-Сергиев монастырь 30 рублей, в Иосифо-Волоколамский монастырь - село Светино. Написана грамота была 24 июня. При написании грамоты "седела рождественская игуменья Анисия с сестрами"6 . При "явке" ее святителю через три дня после написания "Господин, выслушав сию духовную, да к ней руку свою приложил и печать свою велел приложити"7 . Одновременно документ был подписан также митрополичьими дьяками Иваном Афанасьевым8 и Вассианом Воробьевым9 .
В пятницу 11 мая 1547 г. митрополиту Макарию была "явлена" духовная грамота Иакова Иванова сына Хорошева. В конце автор говорит: "А приказываю свою душу господину своему, брату своему Григорью Борисовичю Хорошову, долг заплатить и душу мою помянути. А люди мои полные и кабальные - все на свободу"10. Грамота была подписана митрополитом Макарием и скреплена его печатью. Затем ее "подписал митрополич дьяк Васьян Воробьев". На обороте грамоты расписались все "послухи", т. е. свидетели, и еще раз митрополичий дьяк Иван Афанасьев. Далее на грамоте указаны денежные расчеты, возвращение долгов завещателю.
4 сентября 1548 г. святитель Макарий утвердил еще одну духовную грамоту, представленную самим завещателем - князем Никитой Александровичем Ростовским. Он традиционно вначале подчеркивает: "...пишу сию духовную грамоту свом целым умом и разумом, кому мне что дать и на ком мне что взять"11. Он завещал свой двор в Москве Троице-Сергиеву монастырю: "Да что у меня двор на Москве, на Арбате, у Гаврила у Архангела, промеж Иевлева двора, Тетерина да Феклина двора Исубовой, и тот двор к Троице в Сергеев монастырь по мне; да пожаловал бы игумен с братьею жены моей не выкинул вон из того двора до ее живота, или в черници пострижетца, или замуж поидет". Но после текста самой духовной грамоты письменно зафиксированы возвраты долгов и пр. При этом говорится: "...а двор свой продал княгине Аксинье Сицково". Подписал также грамоту митрополичий дьак Вассиан Воробьев.
14 июля 1549 г. митрополиту Макарию "явил" свою духовную грамоту князь Семен Федорович Сицкий. Сын Федора Михайловича Моложского, он упоминается в разрядах 1515-1530-х гг.12. В своей грамоте он говорит, что он "в Литве сидел"13. Как известно из источников, в конце жизни он принял монашество, став иноком Серапионом, и скончался в Кирилло-Белозерском монастыре14. Текст грамоты позволяет говорить, что князю С.Сицкому ранее приходилось общаться с митрополитом Макарием, о чем свидетельствует судьба одного его владения. "Да того же селца Морозова деревня Задорожная в закладе была у митрополичья сына боярского у Бориса у Волосатого в пятинацати рублех, а заложил ее Иван Судимантов, и яз бил челом государю о той деревне Митрополиту Макарью всея Руси и Митрополит пожаловал с царева государева великого князя докладу велел мне ту деревню выкупить и яз тою деревенькою пожаловал внука своего князя Юрья княж Васильева сына Ондреевича Сицкого и выкупил ту деревеньку своими денгами, а дал за нее Пречистой в казну пятнатцать рублев"15. Подписал грамоту "митрополичий дьяк Васиян Александров сын Воробьев", затем следуют подписи "послухов" и митрополичьего дьяка Ивана Афанасьева.
25 сентября 1551 г. келарь Троице-Сергиева монастыря старец Пантелеимон16 "явил" митрополиту Макарию духовную грамоту "Кунана" Андреева сына Писемского17. Как указывает С.Б.Веселовский, эта фамилия происходит от названия реки Письмы, притока Костромы, где находилась родовая вотчина Писемских18. Завещатель "приказал свою душу старцу Демьяну". Текст грамоты показывает, как близко в течение своей жизни он был связан с Церковью, перечисляя много денежных вкладов, которые нужно будет дать по монастырям. Затем автор оговаривает: "Да что у меня д(у)х(о)вная преж сего была, и та ся д(у)х(о)вная у меня утеряна; иде ся она явит, и та д(у)х(о)вная не в д(у)х(о)вную места". Когда грамота была "явлена" святителю, выяснилось, что старец Дамиан, будучи больным, находился в Москве. Поэтому митрополит Макарий посылал к нему своего дворецкого Т.С.Фомина и дьяка Вассиана Воробьева, чтобы убедиться в подлинности грамоты. Затем, 7 января, при наличии всех "послухов" грамота была утверждена митрополитом Макарием. "К сему своему д(у)шевному списку Кунан руку приложил". Подписали ее затем митрополичьи дьяки Иван Афанасьев и Вассиан Воробьев.
Две грамоты датированы мартом 1558 г. 3 марта митрополиту Макарию была "явлена" духовная грамота И.А.Тютчева19. В ней упоминаются вклады в Иосифо-Волоколамский монастырь. При этом выражается желание автора быть записанным в монастырский Синодик и чтобы погребен он был "у Пречистые в Осифове монастыре". При явке грамоты митрополиту родственники покойного "сказали, что та духовная лживая. И Митрополит приказал бояром своим, а велел обоих исцов в этом деле судити". Но позднее родственники признали, что "брата их духовная прямая". После этого святитель утвердил грамоту, что произошло 4 июня 1560 г.
"...Идучи на службу царя ... в немцы", Стефан Головин Обобуров по благословению митрополичьего Новинского монастыря игумена написал духовную грамоту, "буде... смерть случитца на государевой службе"20. Сделав указание о распределении своего имущества, он подчеркивает: "А дочери моей Марье приданова пятьдесят рублев, а рядная грамота у митрополичьем бояр в Суде"21. Эту грамоту также подписал митрополит Макарий.
Через неделю после явки тютчевской грамоты, 10 марта, святителю была "явлена" духовная грамота "умершего князя Семена Михайловича Мезецкого"22. Среди всего имущества князь называет свои святыни: "Образ Егорей Великий, резан на камени на яшмере, резь греческая и цка золота", затем "образ резан на кости на мамонтове Дванадесят праздников, обложен басмы серебряны позолочены, да образ Пречистые, серебром обложен позолочен, пелена шита золотом да серебром, а крест золотой с мощьми и с каменьем, да две иконы, серебром обложен", а также "Крест золот с мощьми да икону складную синодой Дванадесят праздников, обложена серебром, да икону Дванадесят праздников, резан на кости на мамонтове, серебром обложена, да образ Чюдотворца Николы, серебром обложен под хрусталем". Все "послухи" подтвердили, что грамота была написана при них, после чего святитель скрепил ее своей подписью и печатью. Подписал грамоту "митрополичь дияк Никита Парфениев". О роде завещателя, т. е. о Мезецких, А. Зимин пишет, что "это типичные воины, для которых ратная деятельность являлась профессией"23. Согласно вклада по С.М. Мезецком в Троице-Сергиев монастырь, он скончался до 16 февраля 1560 г.24.
Но не всегда, в силу жизненных обстоятельств, духовные грамоты могли быть должным образом оформлены. Поэтому 14 марта 1561 г. была сделана выписка из указа митрополита Макария о признании законности духовных грамот, не имеющих подписи и печати25.
Существовал и другой вид грамот, которые также назывались духовными. Их писали духовные лица. Так, преподобный Александр Свирский († 1533; пам. 30 авг.) перед своей кончиной писал Новгородскому владыке Макарию, что он вручает основанную им обитель его святительскому попечению. Душеприказчиком в данном случае являлся архиепископ Макарий. В грамоте говорится: "Да тебе же государю приказываю Преосвященному архиепископу владыке Макарью обители Живоначальные Троицы священноиноки и всю свою братью"26. Судя по всему, аналогичного характера грамоту, обращенную к митрополиту Макарию, позднее, в 1554 г., написал преподобный Герасим Болдинский. Своей братии он потом говорил: "...да будет вам известно, отцы и братия, яко бил есмь челом государю царю и Преосвященному Митрополиту Макарию, о брежении монастырском"27. Но наиболее интересна духовная грамота первой игумении московского Новодевичьего монастыря - старицы Елены (Девочкиной, †1547). В самом начале она подчеркивает в ней, что пишет духовную грамоту по благословению "государя преосвященного Макария Митрополита всея Росси". В грамоте она неоднократно называет святительское имя. Мать настоятельница возлагает "надежду на Христа и Пречистую Его Матерь и уповая на молитву государя преосвященного Макария, Митрополита всея Руси"28. Поручает она монастырь своей преемнице также по благословению Первосвятителя. Давая свои последние наставления насельницам основанной обители, она благословляется, призывает их молиться о Первосвятителе29 .
Указанные духовные грамоты охватывают двенадцать лет деятельности святителя Макария и характеризуют одну из сторон его архипастырства. Несомненно, это не все грамоты, подписанные митрополитом, а только известные на сегодняшний день. Не обнаружены такие грамоты, относящиеся к новгородскому периоду, а они, несомненно, были. Следует отметить, что круг завещателей, грамоты которых подписал святитель Макарий, принадлежал к высшему обществу Московской Руси того времени. Написанные по воле завещателя и в присутствии свидетелей, а затем подписанные Первосвятителем и скрепленные его печатью, а также подписанные его диаконами, духовные грамоты обретали силу юридического документа. 

1 О духовных грамотах см.: Руднев Л. О духовных завещаниях по русскому гражданскому праву в историческом развитии. Киев, 1895; Беляев П.И. Анализ некоторых пунктов древнерусского завещания. М., 1897; Черепнин Л.В. Русские феодальные архивы XIV - XV веков. М., 1951. Ч. 2. С. 70-77.
2 См.: Акты юридические, или собрание форм старинного делопроизводства. СПб., 1838. С. 450-451. № 419. Эта грамота в последующее время была дважды переиздана (см.: РИБ. Т.32: Архив П.М.Строева. СПб., 1915. Т.1. Стб. 274-277; Акты феодального землевладения и хозяйства. М., 1956. Ч.2. С. 192-193. № 191).
3 См.: Зимин А.А. Формирование боярской аристократии в России во второй 
половине XV - первой трети XVI в. М., 1988. С.110.
4 Акты юридические... С.450. № 415.
5 Там же.
6 Акты феодального землевладения и хозяйства XIV-XVI веков. М., 1956. Ч.2. С.193. Как пишет П.М.Строев, "Рождественский (Рождества Богородицы), на Трубе, в Москве, девичий, основан прежде 1389 г." (Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Русской Церкви. М., 1877. Стб. 227).
7 О печати святителя Макария см.: Макарий, архим. Заметки о митрополите Макарии// Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 1999. № 1(19). С. 193-195.
8 Как предполагается, он готовил материалы Стоглавого Собора 1551 г. (см.: Стефанович Д., свящ. О Стоглаве. Его происхождение, редакции и состав. К истории памятников древнерусского церковного права. СПб., 1909. С. 73-74).
9 См. о нем: Макарий, архим. Заметки... С. 196-199.
10 Макарий, архим. "Духовная" грамота // Вышенский паломник. Православный журнал. Рязань. 1998. № 1(6). С. 105.
11 Акты юридические... С. 450. № 420. Известны его четыре вклада в Троице-Сергиеву обитель. Первый вклад датируется 1545 г. В марте и мае 1549 г., т. е. спустя почти год после утверждения духовной грамоты, он дал вклады "за жену свою княгиню Евдокию". Последний его вклад, данный по сестре, проливает свет на его судьбу: "57 (1549)-го году князь Никита же Александрович, во иноцех Нил..."(Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. С.55).
12 Разрядная книга. 1475-1598 гг. М., 1966. С. 56, 58, 63, 67, 71, 72, 74, 75. См. также: Акты Русского государства. 1505-1526. М. № 191. С.Б. Веселовский говорит: "Сицкие (Ситские), князья, отрасль рода князей Моложских. Родовое прозвание от р.Сити, притока Мологи" (Веселовский С.Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974. С. 287).
13 О некоторых обстоятельствах его пребывания в плену и о переговорах о возвращении его на Русь в 1542 г. см.: Сборник Русского исторического общества. СПб., 1887. Т.59. С. 183, 187.
14 В монастырской вкладной книге читаем: "Князь Семен во иноцех Серапион Сицко лежит у болшие церкви на левой стороне, камень на нем подписан" (Николь-ский Н. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века (1397-1625). СПб., 1897. Т.1. Вып. 1. Приложение. С.LII.
15 Лихачев Н. Документы о князьях Сицких: Духовное завещание князя Семена Федоровича Сицкого// Известия Русского генеалогического общества. СПб., 1909. Вып. 3. С.216-221.
16 Эта духовная грамота таким образом уточняет даты келарства старца Пантелеимона (Лепотухина), так как называются только 1548 и 1549 гг. ([Арсений, иером.]Летопись наместников, келарей, казначеев, ризничих, экономов и библиотекарей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. СПб., 1868. С. 20).
17 См.: Каштанов С.М. По следам Троицких копийных книг XVI в. (Погодинский сборник 1846 и архив Троице-Сергиева монастыря) // Записки ОР ГБЛ. М., 1979. 
Вып. 40. № 8. С. 54-58. 1556-1557 годами датируется вклад по нем в Троице-Сергиев монастырь: "65 (1556/57)-го году по Кононе Андрееве сыне Писемском да по отце ево, и по матери ево, и по брате дали вкладу Петр Чюдинов сын Окинфова да Ратай Суринов сын Окинфова вотчину его в Костромском уезде село Костому, а в нем храм чюдотворца Николы, да к сему же 5 деревень да 4 починка со всеми угодьи, да другую вотчину сельцо Головинское" (Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. М., 1987. С. 92. См. также: Ивина Л.И. Внутреннее освоение земель России в XVI в. Историко-географическое исследование по материалам монастырей. Л., 1985. С.161. Прим.57).
18 Веселовский С.Б. Ономастикон... С. 245.
19 См.: Акты феодального землевладения и хозяйства. Ч. 2. С. 282-284. № 275. Эта грамота одновременно была издана в "Памятниках русского права" (Вып. 4: Памятники права периода образования Русского централизованного государства: XV-XVII вв. М., 1956. С. 56-60).
20 Акты феодального землевладения и хозяйства. Ч.2. С. 284. № 276.
21 Там же.
22 Акты Суздальского Спасо-Евфимьева монастыря: 1506-1608 гг. М., 1998. С.224. № 97 (л. 299-299 об.).
23 Зимин А.А. Формирование боярской аристократии... С. 136.
24 Во вкладной книге Троице-Сергиева монастыря читаем о нем: "68 (1560)-го февраля в 16 день после князя Семенова живота Михайловича Мезецкого взято на ево князь Семенова вкладной вотчине у князь Василия Коврова дана 50 рублев" (Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. С. 51). Ранее он дважды давал вклады по своей жене: "63 (1555)-го году июля в 12 день дал вкладу князь Семен Михайлович Мезецкой по княгине своей Анне денег 50 рублев" (там же). Первого марта следующего года он дал опять вклад в монастырь по своей супруге - "конь саврас".
25 См.: Законодательные акты Русского государства второй половины XVI - первой 
половины XVII века. Тексты. М., 1986. С. 53-54. № 35; Акты исторические. Т.1. С. 267-268. № 154/XVII.
26 Акты исторические. СПб. 1841. Т.1. С. 195-196. № 135.
27 Житие преподобного отца нашего Герасима Болдинского чудотворца и историческое описание Смоленской епархии Дорогобужского Свято-Троицкого Болдина мужского монастыря третьего класса. М., 1866. С. 8.
28 Там же. С. 299.
29 Акты Российского государства. Архивы Московских монастырей и соборов XV - 
начала XVII вв. М., 1998. С. 298.

Митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий.
"Православие в Эстонии" глазами православного архиерея. (О книге Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II "Православие в Эстонии") 

Кравец C.Л. 
О необходимости издания "Православной энциклопедии", ее структуре и содержании 

Шмалий В.В. 
Апофатическое (отрицательное) богословие (По страницам "Православной энциклопедии") 

Флоря Б.Н. 
У истоков религиозного раскола славянского мира (XIII в.) 

Протоиерей Валентин Асмус. 
Отношения Церкви и государства по законам императора Юстиниана I (Великого) 

Архимандрит Макарий (Веретенников). 
Духовные грамоты, подписанные святителем Макарием 

Иеромонах Дамаскин (Орловский)
Жизнеописание архимандрита Игнатия (Бирюкова, † 1932), священноисповедника 

Амелькин А.О. 
Успенские храмы города Воронежа 

Казарян А.Ю.
Древнейшие рельефы собора Эчмиадзин