главная

№ 1 (12) 2001

  

О чудодейственной помощи митрополита Макария

 

Несколько лет назад насельницы Новодевичьего монастыря стали собирать материалы для прославления первой игумении обители схимонахини Елены (Девочкиной; 1525 –1547). Однако очень скоро обнаружилась крайняя скудость сведений об этой замечательной подвижнице. По благословению игумении Новодевичьего монастыря Серафимы (Черной-Чичаговой), ныне, к сожалению, покойной, начался тщательный поиск документов и сведений в московских архивах. Однако практически ничего не нашлось. Тогда матушка Серафима благословила сестер усердно молиться святителю Макарию, поскольку его трудами в XVI в. был прославлен целый лик русских святых — «новых чудотворцев». И, кроме того, митрополит Макарий и игумения Елена были современниками.

В своих молитвах сестры обращались к святителю, чтобы он помог отыскать нужные сведения. И произошло чудо: откликнулся святитель на молитву сестер! Вскоре в монастырь пришло письмо с ксерокопией духовной грамоты-завещания первой игумении Новодевичьего монастыря Елены от 18 ноября 1547 г., в которой она наставляла сестер в правилах монашеского жития и благословляла поминать в ежедневных молитвах Преосвященного владыку Макария.

А поскольку к нашему времени митрополит Макарий уже был канонизован, то к грамоте была приложена и служба святителю.

Письмо было прислано из Троице-Сергиевой Лавры, куда обратиться насельницы не догадались.

Текст духовной грамоты был использован при составлении жития игумении Елены.

Святителю отче Макарие, моли Бога о нас!

Инокиня Мария

* * *

Однажды наш старый издательский компьютер перегорел. Починить его было можно, хотя и трудно, но вот содержание жесткого диска при этом безнадежно погибло. А там были материалы для очередного номера журнала «Альфа и Омега», которые еще не успели скопировать. Но что самое важное, там находились очень объемные иллюстрации, которые были с таким трудом сделаны, так что на обычную дискету они не помещались, а на дополнительные жесткие диски или на дискеты большого объема (такие есть, но требуют еще специального устройства) в редакции не было денег. Поэтому специалист увез компьютер в починку, а сотрудники редакции пребывали в печали.

Тем временем в иконописной школе Московской духовной академии была написана икона святителя Макария, митрополита Московского, на которой в одном из житийных клейм было изображено, как святитель благословляет первопечатника Иоанна Федорова на его благое дело. Тем самым впервые в православной иконописи в России на иконе появилось изображение печатного станка. Икона была помещена в храме подворья Троице-Сергиевой Лавры в Москве.

И вот вся редакция решила почтить память святителя, положившего начало книгопечатанию на Руси, покровительствующего православному книжному делу и просвещению. В день памяти святителя, 12 января 1998 г., на Троицкое подворье собрались не только сотрудники редакции, но и постоянные авторы журнала, добровольные помощники и просто читатели, в числе которых было и несколько иереев, принявших участие в богослужении.

Нужно отметить, что за несколько дней до службы одной из сотрудниц редакции позвонила ее православная знакомая, которая была также приглашена на службу. Услышав, что святитель Макарий является покровителем книгопечатания в России, она поинтересовалась, помогает ли святитель при компьютерном наборе? И как в воду глядела!

По окончании службы все разъехались по домам. А через некоторое время сотрудник, ремонтировавший компьютер, начал обзванивать по телефону всех своих коллег с невероятной новостью. Решив в последний раз запустить стертый жесткий диск из перегоревшего компьютера, он обнаружил, что диск вдруг заработал, и быстро скопировал с него всю информацию. После этого диск отказал окончательно, и осмотр показал, что он нуждается в очень серьезном ремонте.
 

Журинская М.

А.А. Турилов
Святитель Алексий, митрополит всея Руси (по страницам «Православной энциклопедии»)

Архимандрит Макарий (Веретенников)
Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси (Хронология жизни и почитания)

Приложение. О чудодейственной помощи митрополита Макария 62

И.Г. Пономарева
Преподобный Макарий Калязинский

А.Д. Жалсараев
Православная Церковь в Бурятии

Приложение 1. Чудотворные иконы Забайкалья

Приложение 2. Православие Бурятии: даты и факты

А.О. Амелькин
Некоторые вещественные свидетельства распространения христианства в Южной России в I–IV веках

Б.Н. Флоря
У истоков религиозного раскола славянского мира (XIII в.)
Глава 6. На пути к полной конфронтации между Древней Русью и латинским миром (вторая половина XIII – начало XIV в.)
Заключение

А.В. Журавский
Насильственная секуляризация монастырских хозяйств в национальных республиках Поволжья в 1917–1919 годах

А.А. Федотов
Реформа приходского управления и закрытие храмов в 1960-е годы (По материалам Ивановской, Владимирской и Костромской областей)

В.А. Любартович
Московский протодиакон Михаил Кузьмич Холмогоров

Н.М. Пашаева
И.Г. Наумович как общественный, политический и религиозный деятель Галичины второй половины XIX века

Обзор литературы по истории Русской Церкви