главная

СВЯТЫЕ

ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ

УТВЕРЖДЕНИЕ ТРОЕКУРОВСКОЙ ЖЕНСКОЙ ОБЩИНЫ В ОБЩЕЖИТЕЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ.
РАСЦВЕТ ОБИТЕЛИ 1871-1917 гг.

Учреждение Троекуровской женской общины.

Содержание

Троекуровская обитель после революции. Закрытие монастыря.

Долгие хлопоты настоятельницы Анфисы о преобразовании об­щины в полноценную иноческую обитель увенчались успехом лишь в 1871 г. Высочайшим указом Св. Синода от 6 марта Троекуровская Димитриевская Иларионовская женская община была утверждена как общежительный монастырь.[26] А 27 июля 1871 г. состоялось торже­ственное открытие монастыря настоятелем Вышинской пустыни ар­химандритом Аркадием. В ознаменование преобразования Троеку­ровской общины в монастырь 5 сентября того же года настоятельни­ца Анфиса была посвящена в сан игуменьи.

В 1871 г. указом Тамбовской духовной консистории от 27 июля к Троекуровскому монастырю была приписана построенная в 1841 г. и освященная 1 ноября того же года каменная кладбищенская церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы с условием, что в ней будут совершаться все мирские требы жителей села и окрестностей.[27] Храм еще с 1859 г. распоряжением епархиального начальства считался при­писанным к Иларионовской женской общине. Церковь эта находи­лась в четверти версты от монастыря на окраине села Троекурово и была окружена каменной стеной. Главный престол Успенского хра­ма с одноярусным иконостасом находился на первом этаже, а прицельный во имя св. пр. Лазаря располагался на круглых хорах посреди храма. Построена Успенская церковь была местным помещиком Иваном Ивановичем Раевским, благодетелем старца Илариона и се­лившихся близ него послушниц. Позднее Раевский был в ней и похо­ронен.[28] Достопримечательностями Успенской церкви являлись: местночтимая икона Нерукотворного Спаса древнего письма в сереб­ряной ризе с вызолоченным венцом; платиновый киот с иконой Спа­сителя в серебряной ризе над местом упокоения строителя храма И. И. Раевского; запрестольный крест из разноцветных камней.

После присоединения к монастырю Димитриевской и Успенс­кой церквей в обители начался период активного строительства. В 1873 г. игуменьей Анфисой сооружена ограда с западной стороны обители и по предсмертному благословению затворника Илариона иждивением Александры Николаевны Голдобиной заложена и на­чата постройкой каменная надвратная церковь св. пророка Илии. В 1875 г. на пожертвованные липецким купцом Василием Козмичем Русиновым 800 руб. были исправлены ветхости Успенской церк­ви.[29] В следующем 1876 г. обновлена Димитриевская церковь - во­зобновлена стенная живопись, с западной стороны для монашеству­ющих устроены хоры, установлены новые вызолоченные иконос­тасы всех трех престолов. Кроме того, устроен вновь и освящен епископом Тамбовским Палладием I (Раевым) престол главного Димитриевского алтаря.[30]

А 2 мая 1880 г. игумения Анфиса подала прошение в Тамбовскую духовную консисторию о рассмотрении проекта строительства в оби­тели новой каменной соборной Владимирской церкви. 14 мая того же года Строительное отделение Тамбовского губернского правле­ния по представлению Консистории рассмотрело и утвердило пред­ложенный проект храма.[31]

Надвратный храм св. Илии. Фото 2004 г.В конце августа 1880 г. Троекуровский Иларионовский монастырь посетил Тамбовский Владыка - епископ Палладий II (Гонкевич). 25 августа после Божественной Литургии он совершил торжественную закладку нового соборного храма на месте разобранной ветхой дере­вянной церкви над могилой старца Илариона. На следующий день - 26 августа - Преосвященный Палладий освятил сооруженный тща­нием и иждивением Александры Николаевны Голдобиной и данковского помещика, генерала Леона Николаевича Шишкова двухпрестольный каменный о трех главках Ильинский храм над святыми вра­тами в западной стене обители.[32] Второй престол надвратной церкви был посвящен Покрову Пресвятой Богородицы.[33] Ильинский храм был двусветный, внутри стены его были отделаны под серый мра­мор. Преосвященный Палладий, совершив освящение Ильинского храма, сожалел, что до этого радостного события не дожили главные виновницы его - сестры Александра и Анна Николаевна Голдобины. Благотворители обители и душеприказчицы старца Илариона скончались 30 и 27 сентября 1879 г. соответственно. Отслужив по ним панихиду на приходском кладбище, епископ Палладий благо­словил перенести прах строительниц в специально устроенную под Покровским престолом Ильинского храма усыпальницу. Вскоре это и было совершено с разрешения губернатора. Леон Николаевич и Анисья Андреевна Шишковы, завершавшие по духовному завеща­нию сестер Голдобиных строительство Ильинского храма, положи­ли на их новую могилу мраморную доску с врезанной в нее иконкой Покрова Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе, которой старец Иларион благословил некогда Александру Николаевну.

Подрядчиком при строительстве будущего огромного пятиглаво­го собора во имя Владимирской иконы Божией Матери стал елецкий купец Петр Федорович Морев.[34] Немало Леон Николаевич и Анисья Андреевна Шишковы - данковские помещики, благотворители Троекуровской обители. Фото нач. XX в.сил положили сестры Троекуровской обители на сбор пожертвований и сооружение Владимир­ского собора. Средства на возведение нового соборного храма по­ступали из многих городов - Москвы, Петербурга, Бахмута, Вятки, Екатеринодара, Епифаии, Ельца, Казани, Киева, Кременчуга, Курс­ка, Николаева, Новочеркасска, Одессы, Осийска, Пензы, Перми, Пол­тавы, Рыбинска, Самары, Саратова, Симбирска, Ставрополя, Тулы, Харькова, Александро-Грушевска. Так, например, в 1884 г. наиболее крупные пожертвования поступили от лебедянского помещика Ми­хаила Фёдоровича Штейна (500 руб.), от госпожи Перловой из Мос­квы (200 руб.), по духовному завещанию госпожи Демидовой от ду­шеприказчика господина Леонида Алексеевича Крюкова (3000 руб.).[35]

Соборный храм во имя Владимирской иконы Божией Матери с южной стороны. Фото 2004 г.Наиболее активно строительство Владимирского собора велось с 1888 г. Судя по приходно-расходным книгам Троекуровского монас­тыря, в это время производилась каменная кладка стен. В расходных книгах монастыря в это время указаны выплаты подрядчикам: 1343 рубля 50 копеек, выданные крестьянину с. Троекурово Козьме Саль­никову за 128 тысяч кирпича с известью, поставленного им к новостроящейся церкви;[36] 350 рублей - Михаилу Евсееву Дежемесову за 35 тыс. кирпича".[37]

В 1889 г. насельницами обители было собрано на построение со­борного храма и ремонт 3813 руб. 30 коп.[38], в 1890 г. - 2647 руб. 25 коп.[39]В 1892 г на сооружение собора поступило из Петербурга от госпожи Дервиз 1000 руб., из с. Телепнёва по духовному завещанию крестьянина Михаила Курушина - 400 рублей, из Ельца от купца Заусайлова 200 руб., из Москвы от госпожи Перловой 200 руб., от вдо­вы священника Розанова Анны Ивановны Розановой - 100 рублей, в 1893 г. - из Петербурга от гос­пожи Ивановой 200 рублей и от госпожи Толстой - 200 рублей".Епископ Тамбовский и Шацкий Иероним (Экземплярский). Фото начала XX в.[40]

Те же приходно-расходные книги дают наглядное представ­ление о ходе строительства и внутренней отделки Владимир­ского собора. В 1893 г. работы близились к завершению. В том же году у липецкого купца Ива­на Михайловича Егупова обите­лью приобретено «для крыши новостроящегося храма» 100 пудов листового железа и по­крыта кровля,[41] выплачены под­рядчику последние деньги за кладку, а в окна вставлены цвет­ные стёкла.[42]

Главный престол Владимир­ского собора был освящен 19 ав­густа 1893 г. Преосвященным Иеронимом (Экземплярским), епископом Тамбовским и Шацким. Со­рок пять икон главного иконостаса Владимирского собора были на­писаны московским живописцем Алексеем Яковлевичем Стороженко на сусальном золоте. Восемь серебряных риз с позолотой и эма­левыми вставками на местные иконы и на царские врата выполнил московский мастер Яков Алексеевич Борисов.[43] Средства для иконо­стаса также собирались по всей стране - в Новочеркасске Михаил Иванович Шабанов пожертвовал 1000 руб., в Александро-Грушевске Елизавета Карпова - 200 рублей.[44]
Место Гробницы преподобного Илариона Троекуровского в пещерном храме Владимирского собора. Фото 2004 г.Позднее, 28 октября 1907 г. освящен придельный престол с юж­ной стороны во имя преподобного Илариона,[45] а придел с северной стороны — во имя Всех Святых - так и не был освящен до революции по неизвестной пока причине. Под Владимирским собором, как и в прежнем храме, иждивени­ем помещика Леона Николаевича Шишкова была устроена неболь­шая пещерная церковь с престолом и одноярусным иконостасом во имя св. Мефодия и св. Феодо­сии. Освятил ее 18 августа 1894 г. монастырский священ­ник Николай Никандрович Ан­дреев по благословению Преос­вященного Александра (Богда­нова), епископа Тамбовского, ней, как и прежде, находилась гробница старца Илариона, покрытая серебряной доской изображением троекуровского подвижника во весь рост.[46]

Кроме поистине всенародной стройки Владимирского со­бора продолжали обустраивать­ся и другие храмы Троекуровской обители. Так, в 1888 г. была сделана тёплой Димитриевская церковь.[47] Летом 1895 г. произ­водился ремонт Ильинской цер­кви. На средства все того же бла­готворителя - генерала Л. Н. Шишкова - были исправлены ветхости кровли, она покрашена зеленой краской, обновлены рамы в окнах.[48] В 1892 г. в Троекуровском монастыре открыта школа грамоты для сорока девочек. На соответствующее прошение настоятельницы оби­тели Преосвященный Иероним, епископ Тамбовский наложил резо­люцию: «...сочувственно благословляю...». Первой учительницей школы была утверждена послушница Елена Ивановна Коленкина — дочь липецкого купца, окончившая курс городского училища.[49] По­мимо школы при монастыре в 1893 г. действовало Троекуровское Иларионовское училище на 10 человек,[50] строился гостиный двор, ремонтировалась каменная ограда вокруг обители.[51]

С 12 ноября 1895 г. Троекуровскую обитель возглавила новая на­стоятельница - вместо игуменьи Анфисы, уволенной на покой по ее же прощению ввиду преклонного возраста и слабого здоровья и ос­тавшейся в Троекурово, указом Св. Синода была назначена монахи­ня Нафанаила. Новая начальница монастыря - в миру Наталия Антоновна Арнатова - родилась в 1834 г. в семье псаломщика в г. Лебедя-ни и поступила в монастырь еще при жизни старца затворника Илариона в 1848 г. Указом от 20 марта 1864 г. была определена в по­слушницы, 15 декабря 1869 г. накрыта рясофором, 6 августа 1872 г. пострижена в монашество с именем Нафанаилы. А 14 сентября 1896 г. настоятельница Троекуровского монастыря монахиня Нафа-наила возведена в сан игуменьи.[52]

13 июня 1896 г. Троекуровский женский монастырь при обозре­нии епархии посетил Тамбовский Преосвященный епископ Алек­сандр (Богданов). В святых воротах обители архиерей был встречен духовенством монастыря и настоятельницей с сестрами. Жители ле­жащих на пути Владыки деревень ожидали архиерейского проезда около своих домов при столе с хлебом-солью и иконой и приветство­вали проезжающего своего Архипастыря глубоким поклоном. По обычной встрече в монастырском Димитриевском храме Преосвя­щенный Александр сказал собравшимся слово о необходимости для инокинь взаимного мира, любви и единодушного согласия, без кото­рых не принесут насельницам обители пользу ни иноческие их под­виги, ни молитвы. После этого Владыка спустился в пещерный храм под Владимирским собором, где помолился на могиле затворника Илариона. Затем Преосвященный осмотрел монастырские храмы и здания. Особенно благоприятное впечатление произвел на него сво­им благолепием и благоустроенностью новый соборный храм мона­стыря во имя Владимирской иконы Божией Матери - светлый и про­сторный, с дорогим великолепным предалтарным иконостасом и с хорошей церковной утварью. По осмотре храмов епископ Александр посетил келью подвижника Илариона, в которой он жил и до сих пор сохранялись некоторые его вещи. Кроме того, Владыка посетил мо­настырскую кухню и трапезную, благословил приготовленную ино­кинями трапезу, испробовал и одобрил хлеб, квас и все кушанья и сказал присутствующим монахиням вразумительную речь о смире­нии, послушании и о взаимном согласии и единодушии, в которых замечается недостаток между насельницами сей обители. Преосвя­щенный побывал в кельях новой настоятельницы обители - Нафана­илы и прежней - игуменьи Анфисы, в кельях некоторых насельниц, где благословлял инокинь и внушал «старшим следить за младшими и руководить их добрым примером своей строго-иноческой жизни - взаимной любви, согласия и единодушия, а младшим отечески заве­щал смирение с полным послушанием».

На следующий день Преосвященный Александр отслужил литур­гию в сослужении благочинного монастырей игумена Митрофана, священника монастырской церкви Н. Н. Андреева и благочинного В. В. Архангельского. Для многочисленных жителей села Троекуро­во и окрестных селений Владыка сказал после службы проповедь о предреченных Спасителем Своим последователям страданиях, в при­мер которых им была приведена история страданий св. вмч. Димит­рия Солунского, покровителя одного из монастырских храмов, и о том, как тяжело переносить незаслуженное злословие и нарекание, чего особенно должны остерегаться посвятившие себя иноческой жизни. Епископ Александр отслужил панихиды в пещерном храме по затворнику Илариону и в Ильинском храме по строительницам сестрам Голдобиным.

Храм Архистратига Михаила. Фото 2004 г.Закончив осмотр монастырских строений, Преосвященный Алек­сандр благословил новую настоятельницу на труды по приведению обители в более благолепный вид, для чего требовалось провести срочный ремонт многих зданий.[53] При игуменьи Нафанаиле в монастыре продолжилось активное строительство. В 1896 г. настоятельница выстроила игуменский дом и новую трапезную с кухней и хлебопекарней с двумя подвалами и тремя амбарами при ней. Несколько крупных построек было произ­ведено в 1897 г. после пожара, принесшего немалый вред монасты­рю. Сооружены новый странноприимный дом, каменный дом для рабочих и два сарая.[54] В 1900 г. окончены паперти Владимирского собора, в 1902 году в нём настелен деревянный пол,[55] в 1903 г. про­должалась его внутренняя отделка - стены собора окрашены клее­вой краской.[56]

В 1901-1902 гг. был обновлен Успенский кладбищенский храм, а в 1903 г. в нем упразднен Лазаревский престол на хорах.[57] В 1904 г. построена новая деревянная колокольня и приобретены для нее в Петербурге на заводе Финляндского новые колокола на 1257 руб. 97 копеек.[58] В том же году устроен престол во имя св. Серафима Саров­ского на хорах трапезной Димитриевской церкви, а сам храм возвра­щен из разряда монастырского в сугубо приходской. Для чего причт его был разделен на два штата - в Димитриевской приходской церкви стали служить священ­ник, диакон и псаломщик, а в монастырском безприходном Владимирском соборе - свя­щенник и диакон.
Надвратная колокольня Троекуровского монастыря. Фото 2004 г.В 1907-1909 гг. построена каменная надвратная колоколь­ня в три яруса на южной стене обители.[59] При игуменьи Нафа­наиле, чьи неустанные труды по украшению Троекуровского мо­настыря были отмечены в 1900 г. Св. Синодом наперсным кре­стом, начато сооружение теплой каменной церкви во имя Архи­стратига Михаила, оконченное в 1912 г. В том же году настоя­тельница согласно собственно­го прошения была уволена на покой с правом пребывания в Троекуровском монастыре, а новой настоятельницей указом Св. Синода назначена монахиня Сухотинского Знаменского монас­тыря Тамбовской губернии Херувима. В том же году новая настоя­тельница посвящена в сан игуменьи. В следующем 1913г. 30 мая Высокопреосвященный Кирилл (Смирнов), архиепископ Тамбовский и Шацкий освятил новопостроенную Архангельскую церковь.[60]

Так обустраивалась и приобретала благолепный вид Троекуровская женская обитель. Территория монастыря тогда представляла со­бой ровную, четырехугольную площадь, по периметру которой рас­полагались небольшие домики - келий инокинь и послушниц. По данным 1880 г., в монастыре числились настоятельница, 38 мона­хинь и 151 послушница.[61]
Перед самой революцией, в пору наивысших своих расцвета и славы, Троекуровский Иларионовский женский монастырь представлял собой значительный комплекс зданий и сооружений в центре села Троекурово близ большой дороги из Лебедяни в Елец, невдалеке от реки Красивая Меча. Внутри почти квадратного периметра монас­тырских стен с большими башнями в юго-западном и юго-восточ­ном углах обители возвышались три монастырских храма - Влади­мирский собор, Димитриевская и Архангельская церкви. Четвертый храм - Ильинский - располагался над святыми вратами в западной стене обители. Общий вид Троекуровского Иларионовского монастыря с юго-западной стороны. Фото 1920-х гг.В южной стене, также над воротами, взметнулась вверх колокольня. Все храмовые здания и звонница монастыря были по­крыты железом, окрашенным зеленой масляной краской. Близ Ди-митриевской церкви находилась небольшая бревенчатая сторожка. Почти в самом центре монастыря располагался одноэтажный дере­вянный, крытый железом, оштукатуренный с обеих сторон дом игу­меньи. Рядом с ним одноэтажная каменная, крытая железом трапез­ная, под одной крышей с которой были устроены кухня, «хлебная» и три амбара. Недалеко - двухэтажное кирпичное здание для просфор­ной, сооруженное в 1846 г., в котором также размещались сестры, чьим послушанием было изготовление просфор. На северной сторо­не обители находилась маленькая деревянная, крытая железом келья для чтения Псалтыри. За алтарем Владимирского собора бережно хранилась сестрами обители бревенчатая келья затворника Илариона, построенная для него тогдашним владельцем села Иваном Ива­новичем Раевским в 1820 г. На юго-западной стороне монастыря близ Ильинского храма располагался большой деревянный дом, постро­енный для себя Александрой Николаевной Голдобиной, в котором после смерти благотворительницы проживали некоторые насельницы обители. В юго-восточном углу монастырской территории близ Архангельской церкви находился большой двухэтажный корпус - низ кирпичный, а верх деревянный, построенный игуменьей Нафанаилой в 1897 г. для приема странников. В этом же здании помещалась и церковно-приходская школа. Рядом - каменная кухня для рабочих. Внутри монастырской ограды вдоль всего ее протяжения стояли 92 одноэтажных деревянных, крытых железом кельи, выстроенных насельницами обители для собственного проживания за свой счет. В северо-восточном углу монастыря находились два одноэтажных де­ревянных дома со службами, построенных в 1907 г. матушкой Нафа-наилой для священника, диакона и псаломщика монастырских хра­мов. Кроме того, в юго-восточном углу располагались скотный и кон­ный дворы с каменными постройками, несколько каменных амбаров и сараев были разбросаны по всей территории Троекуровского мо­настыря.[62]

Вместе с широкой известностью и славой монастыря активно росло количество его насельниц. В конце XIX века в обители насчи­тывалось 40 монахинь, 24 рясофорных послушницы, 36 послушниц, определённых указами, и 140 послушниц, проживающих по свиде­тельствам от местных начальств.[63] В 1914 г. монашествующих 55, указных и рясофорных послушниц 55, послушниц, проживающих на испытании, 152.[64]

Кроме построек в самом Троекурово монастырю принадлежали два дома - каменный и деревянный - в городе Лебедяни под № 2 и 3 в квартале 15 и № 4 на ул. Набережной, построенные в 1870 г.[65]

У Троекуровского монастыря было большое хозяйство, обеспечи­вавшее продовольствием многочисленных сестер обители - плодовый сад, конный и скотный дворы, каменная ветряная мельница. Усадеб­ной земли под самим монастырём насчитывалось около 6 десятин. Кроме вышеуказанных построек на монастырской усадьбе в Троеку­рово размещались фруктовый сад и огород. В одной версте от обители находился монастырский участок пахотной земли площадью 11 деся­тин. Часть его также была занята фруктовым садом, обнесенным ка­менной стеной. Здесь же стоял деревянный домик для сторожей.[66]

Владимирская Троекуровская икона Божией МатериМонастырю принадлежали два хутора - так называемый Голдобинский в деревне Савинки в 4 верстах от обители по дороге в Лебедянь и в деревне Мочилки в 6 верстах от Троекурово, приобретенный при участии Ф. 3. Ключарева. В Савинках монастырские угодья насчиты­вали 200 десятин пахотной земли. На самом же хуторе были следующие постройки: деревянные дом для сестер и кухня для рабочих, камен­ные скотный двор и рига, несколько деревянных амбаров. Большин­ство построек относилось к концу XIX-началу XX вв. - периоду на­чальствования и активной деятельности в Троекуровском монастыре игуменьи Нафанаилы. На Мочильском хуторе, при котором насчиты­валось 350 дес. пахотной земля, было еще больше различных хозяй­ственных строений: ветряная деревянная мелышца, каменные просо­рушка и рига с конной передвижной молотилкой и веялкой, каменные скотный и конный дворы, каменная кузница, каменный дом для про­живания в нем сестер, баня, каменный дом для рабочих, несколько деревянных и каменных амбаров. Большая часть этих строений по­явилась при игуменьях Анфисе и Нафанаиле в 1880-1890-х гг.[67]

Помимо сугубо сельскохозяйственных работ на монастырских ху­торах насельницы Троекуровской обители занимались вышиванием по канве гладью и золотом, тканьем ковров, украшением икон. Дву­сторонние ковры, изготовленные в Троекуровском монастыре, слави­лись на всю округу. Нередко столичные паломники увозили их в Мос­кву и Петербург.[68] Ковер ручной работы, изготовленный монахинями Троекуровского монастыря, был и в келье старца Амвросия Оптинского, который все эти годы после своего судьбоносного посещения троекуровского затворника Илариона поддерживал духовную связь с обителью и жертвовал деньги на ее благоустройство и украшение.
К западу от монастыря в 2,5 верстах находилась приписная к нему каменная часовня на особо почитаемом святом источнике, постро­енная в 1841 г. помещиком И. И, Раевским. На этом месте, по преда­нию, и явилась Владимирская икона Божией Матери, именуемая «Яв­ленной». Часовня была построена Раевским одновременно с Успен­ской кладбищенской церковью, украшена им стенной живописью и иконостасом. В просторном, оштукатуренном снаружи здании часовни над святым колодезем находилась (кроме образов в иконостасе) большая Владимирская икона Богородицы в медной ризе - список с местной чудотворной иконы Божией Матери «Троекуровская».

К этой часовне и святому источнику под ней ежегодно 21 мая (ст. стиля) совершался крестный ход. После ранней Литургии в храме св. Димитрия Солунского при многочисленном стечении богомольцев от монастыря с обеими Владимирскими иконами Божией Мате­ри - местной чудотворной и явленной - и другими святыми образа­ми шествие двигалось между лощиной и живописной березовой ро­щей к высокому холму, где среди зелени и стояла часовня. Возле нее служился молебен Божией Матери с акафистом и освящение воды. Как вспоминали участники этих крестных ходов «...какое-то особен­но благодатное чувство объемлет душу каждый раз, как приближа­ешься к этому благословенному месту. С особенным благоговением слушаешь акафист Царице Небесной; с особенным духовным наслаж­дением вкушаешь освященную воду».[69]

Святой источник близ с. троекурово. Фото 2004 г.Другой крестный ход - 26 июня в день празднования Тихвинс­кой иконы Божией Матери - совершался вокруг Троекуровской оби­тели с 1840-х гг. по заповеди старца Илариона в память полного солнечного затмения, происшедшего в этот день. По благослове­нию затворника священник Савва Львов с насельницами и жителями села обошел тогда крестным ходом вокруг стен Димитриевской церкви, служа по всем сто­ронам ограды молебен Божией Матери, а на северной стороне у деревянной кладбищенской церкви отправил панихиду о всех усопших христианах. По окончании крестного хода уча­стники его с радостью увидели над собой чистое небо и возбла­годарили Господа, даровавше­го им в лице старца Илариона духовного утешителя, заступ­ника и молитвенника. С тех пор Иларион заповедовал сестрам ежегодно в день Тихвинской иконы Божией Матери совер­шать вокруг обители крестный ход, что свято исполнялось многие годы. Лишь местные крестьяне как-то постепенно забыли о сем благочестивом обычае, пока од­нажды в 1860-х гг. 26 июня сильный град не побил все посевы на их полях. Памятная кружка с изображением старца Илариона Троекуровского и вензелем монастыря для паломников, посещавших Троекуровскую обитель в начале XX в.Тут только мужики вразумились и, признав в сем Божие наказание за свое нерадение, слезно просили матушку Макарию, бывшую тогда настоятельницей обители, поднять святые иконы и обойти не только вокруг церкви, но и по полям. С тех пор все жите­ли Троекурово старались принять участие в этом крестном ходе, призывая на себя и свое поселение молитвенное заступничество угодника Божия старца Илариона.

Таким представал Троекуровский Иларионовский женский монас­тырь со всеми своими храмами, жилыми и хозяйственными постройка­ми, насельницами и священнослужителями, традициями и достопри­мечательностями многочисленным паломникам-богомольцам, посещав­шим эту святую обитель в период ее наивысшего расцвета - в начале XX века. Множество простого народа и представителей самых богатых и образованных слоев российского общества стремилось в Троекурово - к гробнице великого угодника Божия - старца Илариона.

Учреждение Троекуровской женской общины.

Содержание

Троекуровская обитель после революции. Закрытие монастыря.