главная

СВЯТЫЕ

ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ

ТРОЕКУРОВСКАЯ ОБИТЕЛЬ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ. ЗАКРЫТИЕ МОНАСТЫРЯ. 1917-1927 гг.

Утверждение Троекуровской женской общины в общежительный монастырь

Содержание

Возрождение Троекуровской обители

Страшные и трагические для Русской Православной Церкви и всей России события 1917 г. и последующие времена безбожной Советс­кой власти принесли Троекуровской обители упадок и разорение.Общий вид Троекуровского монастыря с южной стороны. Фото 1960-х гг.

Сначала, в 1917-1922 гг., были «муниципализированы» часть мо­нашеских келий - Александровой В. С, Лучавиной Н. Т., Прилепкиной Д. И., Гридневой Е., Денисовой Н. С, Дубининой У. Е., Филато­вой Е. А., Конагатовой А. М., Коленкиной Е. И., Трубниковой Н., Куприяновой К. П. и келья диакона. Некоторые хозяйственные пост­ройки - кухня, гостиная, столярная и ледник были муниципализиро­ваны в 1919 г., настоятельский корпус и псалтирня - в 1920 г.[70]

В том же 1920 г. новой и последней настоятельницей обители ста­ла монахиня Херувима (в миру Евдокия Гавриловна Ермолаева). Она родилась в 1852 г., была до революции казначеей монастыря.

К концу 1923 г. власти официально рапортовали о закрытии монастыря. И даже начали открыто распоряжаться его имуществом -20 ноября 1923 г. была объявлена продажа различных построек оби­тели и раздел их между местными ведомствами.[71] Храм св. Димитрия Солунского. Фото 1960-х гг.Однако многие сестры, несмотря на открытые гонения со сторо­ны местных властей, не покинули Троекуровскую обитель. Продол­жали совершаться богослужения в монастырских храмах, сестры пытались вести хозяйство. Подтверждением этого служат докумен­ты 1926 г., когда во время переписи Троекуровский монастырь был выделен как отдельный населенный пункт с 95 хозяйствами и насе­лением в 25 мужчин и 187 женщин.[72]

Рубежным годом в истории Троекуровской обители при Советс­кой власти следует считать 1927 г. Именно тогда власти окончатель­но закрыли монастырь, запретив совершать богослужения и отобрав у насельниц оставшиеся здания и постройки. Впрочем, часть сестер всеми правдами и неправдами пыталась остаться в родных монас­тырских стенах и многие из них до конца своих дней прожили на территории монастыря.

Владимирский собор. Фото 1960-х гг.В том же 1927 г. власти приняли решение о строительстве на месте монастыря крахмального завода. При этом монастырские постройки предполагалось снести и использовать, как строительный материал. Документ того времени гласит: «Целесообразность использования зда­ний совхоза и монастыря как строительного материала обусловлива­ется нахождением их на месте предполагаемой постройки крахмаль­ного завода. Зав. УОМХ Шилин. Техник Сорокин. Председатель УИК Дробышев».[73] И пошла череда решений «народной» власти. В июне акт осмотра муниципализированных построек «бывшего монастыря» зафиксировал их непригодность к дальнейшему использованию. На основании чего волисполком просил санкцию на разбор части его по­строек - людской, кухни, надстройки над колодцем, двух келий, мона­стырской гостиницы - с использованием материала на ремонт других зданий совхоза.[74] Семья священномучеников Тихон и Хионии Архангельских в Троекурово. Фото конца 1920-х гг.14 июня 1927 г. решался вопрос о продаже с торгов стены Троекуровского монастыря, прилегающей к усадьбам Жучкова, Улыбина и Архангельского.[75] В сентябре 1927 г. Липецкий уисполком постановил снести в виду ветхости здания Успенскую кладбищенс­кую церковь - «продать с торгов на слом».[76] Так происходил процесс разрушения монастырского комплекса.

Официальное решение о ликвидации монастыря последовало в 1930 г. - решением облисполкома ЦЧО от 16 мая Троекуровский монастырь был закрыт, а здания его переданы для использования под «местные нужды». Но, слава Богу, что, видимо, по молитвам угодника Божия затвор­ника Илариона Троекуровской обители было не суждено погибнуть окончательно. Власти переменили свое решение о сносе монастыря и строительстве на его месте крахмального завода, а вскоре в храмах и других постройках обители разместились цеха и склады предприя­тия по переработке плодов и ягод совхоза «15 лет Октября». Зашту­катуренные росписи и дыры в иконостасах на месте святых образов долгие годы взирали на то, как в храмах обители изготавливали и упаковывали различные консервы. Монастырские постройки при этом постепенно приходили в ветхость, перестраивались, частично разрушались. Так, в 1956 г. были разобраны верхние ярусы колоко­лен церкви св. Димитрия Солунского. Однако основная часть монас­тырского комплекса в с. Троекурово все-таки устояла во времена ли­холетья, что позволяет с надеждой смотреть на перспективу скорей­шего возрождения монастырских храмов и других строений.

Заключая рассказ о «советском» периоде в истории Троекуровс­кого Иларионовского монастыря, необходимо сказать о судьбе пос­леднего настоятеля Владимирского собора обители - священника Тихона Ивановича Архангельского, прославленного Архиерейским собором Русской Православной Церкви в 2000 г. в числе Новомучеников и Исповедников Российских.

Священномученик Тихон Архангельский - священник Троекуровского монастыряСвятая исповедница Хиония Архангельская. Фото начала XX в.Священномученик Тихон Архангельский родился в 1875 г. в с. Попово Лебедянского уезда Тамбовской губернии (ныне с. Больше-Попово Лебедянского района Липецкой области) в семье священни­ка Иоанна Михайловича Архангельского и его супруги Марии Никандровны.[77] Знаменательно, что он был внуком о. Никандра Тимо­феевича Андреева, бывшего долгие годы духовным другом затвор­ника Илариона Троекуровского. В 1899 г. Тихон Архангельский окон­чил курс Тамбовской духовной семинарии и вскоре женился на Хионии Ивановне Дмитриевой - дочери священника с. Копыл того же Лебедянского уезда. В марте 1900 г. епископом Тамбовским Георги­ем (Орловым) рукоположен во священника и поставлен служить в приходско-монастырской церкви св. Димитрия Солунского в с. Тро­екурово.[78] С 1913 г. и до самого закрытия монастыря в 1927 г. о. Ти­хон был настоятелем Владимирского собора Троекуровской обители. Он был добросовестным и ревностным пастырем, много молился и часто служил. «При­ветливый и отзывчивый на люд­ское горе, он всегда мог утешить пришедшего к нему с бедой че­ловека. Отец Тихон был челове­ком решительным и твердым, и в его присутствии невозможно было выразиться грубо или не­потребно - он всегда в этих слу­чаях останавливал и делал заме­чание. При всем том он был не­многословен и сдержан».[79] За свое безупречное и ревностное служение священник Тихон Ар­хангельский в 1920-х гг. был возведен в сан протоиерея.

Северная часть Троекуровского монастыря. Рис. 1970-х гг.После закрытия монастыря священнику и его семье грози­ло раскулачивание и ссылка. Спасаясь от этого, о. Тихон пе­реехал в Лебедянь, а затем слу­жил в нескольких приходах - до закрытия в них местными влас­тями храмов. Во время после­днего настоятельства в с. Куймань Лебедянского района в ав­густе 1937 г. он был арестован и увезен сначала в Трубетчино, а затем в тюрьму в Липецк. О. Тихону было предъявлено обви­нение в контрреволюционной деятельности, но священник мужественно держался на допросах, от­вергал все наветы, отказывался отречься от веры и сана, никого не предал и не оклеветал. 17 октября он был расстрелян по приговору тройки НКВД и погребен в безвестной могиле близ Липецка. Участь испо­ведницы была уготована его супруге - Хионии Ивановне. Ее ждали тюрьма, жестокие допросы следователей, угрозы и требования от­речься от веры и признаться в преступлениях. Благочестивая и му­жественная женщина, несмотря на серьезную болезнь, выдержала все издевательства и была приговорена к 8 годам лагерей. Лишь в 1944 г., ввиду явно смертельного и близкого исхода ее болезни, Хиония Ивановна была выпущена из тюрьмы. Умирать она приехала в родные места. Исповедница Хиония Архангельская скончалась 22 декабря 1945 г. и похоронена на кладбище с. Тютчево Лебедянского района...

Утверждение Троекуровской женской общины в общежительный монастырь

Содержание

Возрождение Троекуровской обители