главная

О ПОСТЕ 

Великий пост

Пост и покаяние. Верность Господу

ВОПРОСЫ ПРИХОЖАН 

 

Можно ли в постные дни - среду и пятницу - есть рыбу? Или это дни строгого поста?
Мария


Здравствуйте, Мария!
Церковный пост в среду, установлен в воспоминание предательства Иисуса Христа Иудой на страдание и смерть, а в пятницу - в воспоминание самих страданий и смерти Его.
В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница - дни строгого поста. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется.
Сплошные седмицы (седмицей называется неделя - дни с понедельника по воскресенье) означают отсутствие поста в среду и пятницу.
свящ. Стефан Домусчи.
 

Можно ли читать дома акафисты святым во время поста?
Татьяна

Здравствуйте, Татьяна! Хотя в народном сознании действительно существует определенное смущение по поводу чтения акафистов в пост, ничем в действительности оно не обосновано. Чтение акафиста в пост, как и в любое другое время, регламентируется только желанием самого молящегося.
свящ. Стефан Домусчи.
 

У меня не получается поститься по типикону. Как определить для себя меру поста?
Екатерина

Здравствуйте, Екатерина!
Думаю, что как именно должен поститься тот или иной человек, лучше всего выяснять в личном общении со священником.
свящ. Стефан Домусчи.
 

Почему в разных календарях правила о постах довольно значительно отличаются? И разные священники тоже предъявляют разные требования. Может каждый сам может выбрать степень поста?
Людмила

Здравствуйте, Людмила! Действительно, к сожалению, многие сегодняшние календари содержат ошибки, и не только в том, что касается постов. Что же касается священников, чаще всего они исходят из конкретной ситуации. Во многих календарях не случайно пишут: "по монастырскому уставу сегодня разрешается...", особенно это касается периодов строгого поста. Пост не ценен сам по себе, мы постимся всегда с какой-то целью. Поэтому когда человек подходит к священнику и спрашивает как ему поститься, священник при ответе учитывает и здоровье спрашивающего и меру его воцерковленности. Иногда человек болен, и он не может обходиться без определенной пищи, или он только начинает входить в церковную жизнь и для него полное соблюдение поста будет непосильным бременем, так что он может надорваться и перестать поститься совсем - все это учитывается и ответ дается лично человеку. Самому же назначать себе меру поста не верно, ведь со временем можно совершенно расслабиться и все себе позволить. Еще апостол Павел писал: "К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти..." (Гал.5:13)
свящ. Стефан Домусчи.
 

Можно ли во время поста есть халву, карамель, варенье, мармелад?
Во время поста разрешается вкушение этих продуктов. Но, постясь, мы должны помнить, что пост - это не только отказ от скоромной пищи и ограничение в постной, но прежде всего борьба со страстями: осуждением, завистью, злоречием, строптивостью - всем тем, что осуждает Святая Церковь. Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.
 
Если день рождения, именины падают на пост, как их отмечать? И еще: когда угощают скоромным во время поста, можно ли отказываться?
Как объяснить, что постишься?
- Прежде всего, в день рождения или ангела надо причаститься Святых Христовых Таин. Что же касается праздничного стола - лучше всего это мероприятие провести после поста. Если нет такой возможности, то угощение следует подавать постное.
Если в пост вас угощают скоромным, то святые отцы советуют принять такую трапезу, чтобы не обидеть того, кто вас пригласил. Но чтобы сохранить душевный мир, лучше будет для вас избежать такого искушения.
Объяснять же, что вы поститесь, никому не стоит - это дело ваше и Божие.
 
Как поминать во время поста?
Во время поста поминать усопших следует постным. Если мы христиане, то не должны отходить от установлений Церкви в этом вопросе. Поминовение усопших за трапезой является продолжением церковной молитвы, и идти на нарушение поста ради угождения людям, далеким от Церкви, неразумно.
 
У нас в семье никто не постится, кроме меня, и я готовлю для остальных членов семьи скоромное. Грех ли это?

Не грех готовить в пост скоромное для тех, кто не постится, так как пост дело добровольное, и принуждать к нему мы не можем. Но хорошо бы помнить евангельские слова: "Сей же род изгоняется только молитвою и постом" (Мф., 17, 21), и назидание оптинских старцев: "Не хотите поститься добровольно, будете поститься невольно".
Отличается ли Рождественский пост от других постов?

Суть каждого поста не меняется и остается прежней - борьба со страстями. Поститься - значит учиться подчинять свою плоть духу, учиться управлять своими желаниями. А это не так легко и требует от нас много усилий. В посте мы воздерживаемся от того, к чему привыкли и что нам нравится, - от скоромной пищи, от удовольствий и развлечений.

По строгости Рождественский пост приближается к апостольскому (Петрову посту). По уставу этим постом разрешается вкушение рыбы в воскресные дни, в дни полиелейных служб, если они не приходятся на среду или пятницу. За пять дней до Рождества Христова вкушение рыбы вовсе прекращается.

Надо ли соблюдать пост ребенку 3–5 лет?

Цель поста заключается в борьбе со страстями посредством воздержания от скоромной пищи и удовольствий. Младенцы еще не имеют явных страстей и пороков, от которых им надо освобождаться, но и не свободны от греха. Поэтому Церковь допускает детей до семилетнего возраста к причащению Святых Христовых Таин без исповеди. Следует разумно подходить к соблюдению поста младенцами, чтобы своей чрезмерной ревностью не навредить ребенку.
В чем смысл поста?

Пост не есть голод. Голодает и диабетик, и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий. Нигде в службах Великого поста не говорится о посте изолированном в нашем обычном смысле, то есть как о неядении мяса и прочего. Всюду один призыв — «постимся, братие, телесне, постимся и духовне». Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями. Пост равен истощению, утончению. Нормальный, зоологический, благополучный человек недоступен влияниям высших сил. Пост расшатывает это физическое благополучие человека, и тогда он делается доступнее воздействиям иного мира, идет духовное его наполнение.
Я недавно вернулся из монастыря, где работал во славу Божию. Несмотря на тяжелый физический труд, мяса нам не давали ни до поста, ни после. Может, Церковь ввела ограничение на употребление мяса потому, что из-за этого мяса надо убить животное, причинить ему боль, cтрадания?

Обычай русского монашества - не только во время поста, но и в другие дни не вкушать мяса. Это связано с тем, что всякая биологически активная пища способствует горячению крови. Если человек сытно поел, то ему труднее с нечистыми, похотливыми помыслами справляться. Цель человека, который уходит в монастырь, - не хорошо и благополучно себя чувствовать, сытно и сонно, а наоборот, спасать свою душу. На Афоне, например, в понедельник, среду и пятницу вообще один раз едят. Тот, кто приезжает в монастырь, должен принимать его порядок. Если человек привык спать до 11 часов дня, а в монастыре встают в 5 часов утра, нужно вставать разом со всеми. Колокольчик звонит, всех поднимает. Быстро-быстро умываемся - и скорее на службу.

Сейчас и в большинстве других монастырей - греческих и болгарских - монахи мяса не едят, за редким исключением.

А с убийством животного это ни в коем случае не связано, потому что Господь нам все в пищу благословил. В некоторых районах земного шара, кроме мясной пищи, почти ничего нет, например в районе Крайнего Севера, где полгода зима и никакой зелени. Мы не считаем, как буддисты, что убивать животное для еды является грехом. Для забавы - это делать грешно. А если с целью поддержать свою жизнь - необходимо.