главная

БИОГРАФИЯ

СЛУЖЕНИЯ

ПРОПОВЕДИ ТРУДЫ ПОСЛАНИЯ ИНТЕРВЬЮ

ИЮЛЬ 2000 ГОДА

ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ СВТ. ФИЛИППА, МИТР. МОСКОВСКОГО, ВСЕЯ РОССИИ ЧУДОТВОРЦА

Тихвинский собор (г. Данков Липецкой обл.), 3(16) июля 2000 г.

Я поздравляю вас, отцы, братья и сестры, с праздником!

Сегодня Святая Церковь назидала нас с вами евангельским повествованием о том, как был исцелен слуга сотника, который обратился с просьбой ко Господу. Военачальник, представитель Римской империи, в которой Палестина являлась одной из областей, покоренных этой всемогущей тогда империей, завоевавшей половину мира, военачальник, который с презрением относился к порабощенным его государством народам, вдруг увидел, почувствовал как-то внутренне, что Христос - действительно великий пророк, как называли Господа в дни Его земной жизни. И он не постеснялся, будучи представителем другой национальности, другой веры, будучи военачальником, человеком, от которого многое зависело в этой провинции, - он не постеснялся обратиться к Нему, продемонстрировав перед всеми, кто шел за Господом, свою веру, свое убеждение, а главное, свое недостоинство. Это редкий случай, когда человек может почувствовать свое недостоинство - не превосходство, которое проявляется в каждом из нас ежедневно, хоть над кем-то, а недостоинство. Он почувствовал свою греховную жизнь, свое неверие, он увидел, что слаб оказался перед создавшимся положением дел и что в сложившихся обстоятельствах должно быть нечто большее, нежели приказ военачальника. И он говорит Господу: “имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: “пойди”, и идет; и другому: “приди”, и приходит; и слуге моему: “сделай то”, и делает” (Мф. 8, 9). Этим он подчеркнул, что хочет быть слугой у Господа. И сказал Ему: “Господи! я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой; но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой” (Мф. 8, 8). Мы часто слышим это повествование, оно читается не единожды в году. Но знаем ли мы его?

Святые отцы учат, что имеет право сказать, что знает Евангелие или отрывок из Евангелия, только тот, кто поступает так, как написано в Евангелии. Закончилось сегодня повествование, и в мыслях каждого из нас прошло множество картинок: кто-то вспомнил дом, кто-то - семью, кто-то подумал еще о чем-то, и уже то, что было прочитано в Евангелии, ушло далеко. Как будто это нас и не касается: было давным-давно и не относится к нам. Но Евангелие – это книга жизни, Евангелие – свет Христов. И Святая Церковь учит нас, собирая в дни праздников на богослужение, чтобы мы не только присутствовали в храме, но, придя в эту врачебницу, не вышли из нее неисцеленными. Мы ведь никогда не задумываемся о том, достойны ли принять Господа в дом своей души. У нас мыслей нет таких. Нет. Мы твердой поступью входим в храм, покупаем свечу, крестимся и чуть ли не говорим: Господи, я вот пришел в сегодняшний день, так Ты подай мне и то и это… Мысли нет, что мы недостойны даже просить у Господа что-то по своей греховности, загрязненности своей души. Но мы еще и требуем от Него, особенно тогда, когда нам плохо, не спорятся дела, неладно в семье, на работе. Да, каждый из нас должен прийти ко Господу. Но не с требованием! А прийти, как последнему нищему, ощущая свое недостоинство, и, стоя у порога, повторять молитву мытаря: “Боже, милостив буди мне грешному!”, не смея поднять глаз, всецело уйдя в глубины души, видя ее греховные язвы. Вот тогда только есть надежда, что увидит и нас Милосердный Господь. Увидит наше настоящее смирение и наше настоящее желание исцелить себя. Вот тогда и мы с вами почувствуем, выйдя из храма, что действительно в душе у нас произошли изменения и появилось нечто такое, что не объяснить словами. Вот тогда знайте, что коснулась благодать Духа Святого нашей души. Коснулась, разрушительно действуя на оцепеняющий, сковывающий нас грех. Если же по выходе из храма нас окутывают прежние мысли, если мы не чувствуем никакой легкости, если мы вновь и полностью погружаемся в повседневные заботы, тогда пребывание наше в храме не было плодотворным.

Сегодня мы, братья и сестры, можем открыто говорить о том, что происходит вокруг. Происходит то, чего мы даже не ожидали. Мы видим озлобление народа, ненависть друг к другу, разорение, неустройство. Нет благопристойности, нет уважения не только к пожилым и старикам, но и друг к другу. Мы ропщем. Однако роптать основания нет, потому что все мы почему-то забыли очень быстро те годы, когда мы рушили храмы, расстреливали духовенство, уничтожали все, что было связано с Церковью, с Богом. Мы говорили, что сами построим свой мир и Бог нам не нужен. И мы Его выгнали из своего государства, постарались вытравить Его из сердец и душ людей. Сегодня мы понимаем, что сделали что-то не то, что должны были. Но настолько оцепенели наши души и сердца, что мы не можем возвратиться на путь покаяния, на путь созидания. Но это единственный путь. Только тогда мы можем говорить о возрождении экономики, социального служения, о политическом авторитете, потому что в любой из этих сфер заняты люди. И если люди без совести, если они без чести, если для них накопление сбережений является самым главным, то как могут они заботиться друг о друге, как они могут беспокоиться о других?

Все то, что происходит вокруг, это воля Божия, которая не дает нам погибнуть до конца, но внешними обстоятельствами заставляет встрепенуться нас, жителей России православной, и сказать: “Боже, милостив буди нам грешным. Помоги нам в нынешнем житии нашем разобраться и встать на путь правды и покаяния. Помоги нам выйти из этого трудного состояния. Не только мне, но всем нам, ибо все мы братья и сестры”. Вот когда мы будем молиться так, когда мы будем следить за движениями своего ума и души, контролировать их, тогда мы начнем постепенно исправляться. Только с помощью Божией мы можем надеяться на восстановление мира, благополучия и благоденствия нашего Отечества и нашего народа. Аминь.