главная

БИОГРАФИЯ

СЛУЖЕНИЯ

ПРОПОВЕДИ ТРУДЫ ПОСЛАНИЯ ИНТЕРВЬЮ

ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ "НЕ БОГУ, НО ОГОРОДУ..."

НЕДЕЛЯ 12-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
Покровский кафедральный собор (Воронеж), 25 июля/8 августа 2001 г.

Слава Богу, сегодня, невзирая на жару, из такого огромного города, как наш Воронеж, все-таки собралось небольшое Христово стадо в храм Божий. Значит, тем, кто пришел, все-таки призыв Евангелия - соединиться со Христом - более близок, чем тем, кто сегодня предпочел работать на огороде, или отдыхать на реке, или гулять в лесу и так далее. Сегодня эти незадачливые, не знающие страха Божия люди сказали: «Господи, Ты нам пока не нужен. Обойдемся без Тебя, у нас есть свои проблемы, у нас есть свои дела, у нас есть свои мысли, свое разумение, мы сами планируем свою жизнь, мы сегодня, в воскресный день, не будем прославлять Тебя, ради нас пострадавшего, а лучше поедем, чтобы теща не обиделась, прополоть огурцы или, чтоб жена не ругалась, на речке проведем день…» Вот вам наша христианская вера, то есть практически нет ее. Поэтому неудивительно, что собралось только малое, как я говорю, стадо Христово, которое в сегодняшний воскресный день пришло в храм Божий, чтобы вместе со священнослужителями прославить Господа, послушать Его евангельские слова, еще раз окунуться в глубину спасительной Божественной литургии, еще раз ощутить силу Церкви Христовой, еще раз соприкоснуться со святостью и, посмотрев в свою душу, очистить ее соборной молитвой в храме Божием.

Конечно, это, братья и сестры, требует определенного труда и большой воли. Значительно проще не принуждать себя, а плыть, не задумываясь, по течению, вот так, как есть, вот так, как все, - поехали другие куда-то, и я поехал, пошли куда-то, и я пошел. Да, можно в церковь сходить, но так охота поспать - выходные дни, да ладно, я не пойду. Намного легче ограничиться теми примитивными желаниями, которые подсказывает нам наша примитивная жизнь. Это мы только думаем, что являемся творцами чего-то - очень примитивно все. Поели, попили, поехали на работу и приехали - если на экран компьютера вывести, было бы только три черточки, не больше: поспать, поесть, встать и пойти на работу - вот весь круг нашей жизни. Поэтому те, кто пытается влиять на мир, учитывают наши желания и говорят сегодня: ну что такое Православная Церковь? Это надо соблюдать посты, ходить в храм Божий, заниматься благотворительностью. Нет, у протестантов лучше: там не надо прикладывать никаких собственных усилий, никакого труда души, там каждый сам по себе, как живет, так и хорошо. Нам подсовывают и телевизор - показывают красивую жизнь, виллы, машины, бассейны, которые будто бы легко приходят к человеку. 70 лет размывали наше сознание, не давали ходить в храм, а теперь подключилась новая идеология: Православие, славянский язык сложно понимать. А я говорю: душа должна наша петь, душа должна прославлять Бога прежде всего. Если мы душой и сердцем прибегаем к Богу, то для нас понятно все. А нам предлагают: не надо этого делать. Поэтому нет ничего удивительного в том, что сегодня молодое поколение тянется туда, где «видик», где компьютер, где сумасшедшие рекламы. И это стало повседневностью нашей жизни. А взглянуть на свою душу, посмотреть на свою жизнь, прийти в Церковь, чтобы Дух Святой помог разобраться в себе, - на это времени нет, своего контроля нет, и плывем мы потихоньку по волнам, разлагающим наше общество, - мы и дети наши.

Но здесь есть одно «но». Придет время, и те, кто нам предлагает жизнь легкую, и те, кто, к ней идет, все мы встанем вместе и увидим Господа, Который скажет нам: как вы жили? Я дал вам апостолов, дал Евангелие, Святую Церковь дал вам, но вы не вняли ее голосу. Поэтому сегодняшнее ваше оправдание, что кто-то куда-то вас увел, несостоятельно. И тогда будет плач, и сожаление, и раскаяние, желание выйти из этого состояния, но будет поздно, так как суд Божий нелицеприятный коснется каждого. И те, кто помогал разлагать наше общество, получат по заслугам. Но и мы, поверившие им и пошедшие за ними, за их лживыми обещаниями легкого достижения жизненных благ, не избежим своей горькой участи.

Вот поэтому Церковь Христова призывает нас ко спасению. Это, конечно, труд, это подвиг - жизнь ежедневная со Христом. Но Христос - это Свет и Правда. Мы, зараженные грехом, часто пытаемся избежать света, чтобы он не просветил наши мысли, и помышления, и дела греховные. Трудно все время держать свою душу в чистоте, стремиться к этому ежедневно. И мы вступаем на легкий путь, который устраивает всех - и нас, и общество. Как жаль, братья и сестры, что мы с вами не чувствуем, видимо, до конца смысла нашей веры. Иначе мы обязательно сказали бы одному, второму, третьему, пятому - или хотя бы одному, что воскресный день - это заповедь Христова - посвятить надо Богу. Ни огороду, но Богу, не делам, но Богу, не семье, но Богу, не самому себе, но Богу. Такова заповедь Христова, такова заповедь Евангелия, такова заповедь Церкви Христовой. И мы должны донести эту заповедь до людей, подобно апостолам, которые возвестили эту истину, совершенно неведомую другим народам, и покорили народы своим примером, своей жизнью, своим проникновенным словом. Мы должны говорить об истине, потому что и за это спросит с нас Господь.

Сегодня вы слышали евангельское повествование об исцелении Иисусом Христом бесноватых. Люди удивились этому чуду, может быть, кто-то обрадовался, но все «просили, чтобы Он отошел от пределов их» (Мф. 8, 34), потому что увидели в Нем человека Божия, Который мог заметить в них пороки и обличить их. Вот так люди поблагодарили Господа за благодеяние, которое Он сделал для них. Так и мы сегодня с вами - я возвращаюсь к тому, с чего начал беседу, - так и многие из нас сегодня сказали Господу: «Мы, Господи, без Тебя обойдемся - у нас есть свои дела…» Конечно, это горестно. Но мы с вами, братья и сестры, должны преодолеть себя и воспринять сердцем и напомнить ближним нашим о том, что это заповедь Христова - посвятить воскресный день Господу, Церкви Христовой и своему личному спасению. Аминь.