главная

БИОГРАФИЯ

СЛУЖЕНИЯ

ПРОПОВЕДИ ТРУДЫ ПОСЛАНИЯ ИНТЕРВЬЮ

НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».

(Мф. 25, 31-46)

Сердечно поздравляю вас, отцы, братья и сестры, с праздником!

Сегодняшнее воскресенье - последнее, которое предшествует Великому посту. Святая Церковь именует его Неделей о Страшном суде. Евангельское повествование, которое мы сегодня слышали за Божественной литургией, говорит нам об этом событии как о неминуемом, которое совершится невзирая на наше с вами нежелание или на наше с вами сопротивление. Тем самым сегодняшнее Евангелие призывает каждого из нас посмотреть серьезно, глубоко, вдумчиво, с оценкой, а не просто визуально, на свою жизнь и в то же время вникнуть в суть веры нашей. Ведь для многих из нас вера наша заключена прежде всего в многочисленных церковных богослужениях, в обрядах, которые мы также совершаем, - в том, что выработано тысячелетиями и более приемлемо для нас.

А ведь существо веры нашей, христианства в целом, заключается в едином - любви к ближнему; как говорит святой Иоанн Златоуст, начало и конец любого закона - любовь друг к другу. И именно ради этого и создано Святой Церковью все - и богослужение, и дни Великого поста, и покаяние, и службы, и молебны, и акафисты, и так далее - для того, чтобы подвигнуть нас к рассуждению, пониманию главного смысла нашей веры, который состоит в любви между нами.

Когда мы говорим друг с другом, мы можем скрыть и скрываем многие наши недостатки, например неискренность нашу, и хотим выглядеть друг перед другом как можно лучше, но в день Страшного суда ничего скрыть будет невозможно. В мгновение, как говорит нам апостол, обнажатся наши дела и жизнь наша, и предстанут и перед нами, и перед Богом, и в этом и есть страх - что обнажится то, что мы скрывали, как-то пытались завуалировать, - ложь, обман, зависть и так далее - все это откроется в мгновение. И, исходя из этого, Господь скажет нам то, что написано в Евангелии: «алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». И в ответ на вопрос: «когда мы видели Тебя алчущим, или страждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» Господь говорит: «так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25, 42 - 44).

Обратите внимание на то, как говорит Господь: «алкал Я… жаждал», то есть Господь отождествляет Себя с каждым из нас. В советское время существовало такое понятие: «советское общество». Это были лукавые слова, потому что это отвлеченное понятие, такое же, как «общечеловеческие ценности», о которых много говорят сегодня. А что это такое? Я не знаю. В Африке одни ценности, в Европе - другие, у людей развращенных - третьи, у церковных - четвертые, у тех, кто исповедует ислам, - еще какие-то. А Господь говорит: «Я жаждал», «Я нуждался». Это означает, что христианство направлено к каждому конкретному человеку, к конкретному, к тому, который сегодня передо мной, сегодня нуждается в моей помощи, в моей защите и в том, чтобы я сказал ему по любви к нему, ибо в нем - Христос, как и во мне, ибо Христос говорит: «Я», отождествляя Себя с каждым из нас, - я еще раз подчеркиваю это.

По учению святых отцов, судить нас будет в день Страшного суда сама любовь; она обнажит перед нами то, что мы не сделали. Откроется позор и страшное недоумение, которое высказали те, кто стоял слева: «Господи! когда мы видели тебя… и не послужили Тебе?» И последует тот же ответ: «алкал Я, и вы не дали Мне есть…» и так далее, и так далее.

Святой Иоанн Златоуст говорит: «Если даже мы мертвых исцеляем, это меньше, чем сделать друг другу доброту и оказать внимание. Ибо исцеляем мертвых мы именем Господним, а проявляем доброту и любовь и даем Самому Господу».

Сегодняшний евангельский отрывок - это напоминание каждому из нас в преддверии Великого поста, чтобы мы проанализировали свою жизнь и свое понимание веры, к которой мы принадлежим не в силу наших заслуг и добрых дел, а по Божиему благоволению, по любви Божией к нам. Ради этой любви Господь пришел на землю и принял смерть, которой искупил все человечество. И эту великую любовь Он предлагает каждому из нас явить друг другу и таким образом засвидетельствовать нашу принадлежность к вере во Христа и Спасителя, Господа нашего, Который милосерден, долготерпелив и многомилостив и призывает каждого из нас к покаянию, к очищению души, предлагая нам пути и средства и давая для этого время, которое так быстротечно.

Да поможет нам Милосердный Господь утвердиться в сознании своей греховности, недостоинства и желания исправить свою жизнь, дабы быть с Господом и услышать Его слова: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34). Аминь.
 

2 марта 2003 года Покровский кафедральный собор, г.Воронеж