ТИХВИНО-ОНУФРИЕВСКИЙ ХРАМ (Воронеж)


При въезде с Чернавского моста на улицу Степана Разина слева вырисовывается позолоченный купол небольшой церкви, стоящей на обрыве невысокого холма. Во второй половине века она служила семейным храмом богатого рода фабрикантов Гардениных.

В апреле 1735 года П.Н. Гарденин направил прошение воронежскому епископу Иоакиму (Струкову): “Желаю я, нижепоименованный, по намеренному своему обещанию, в граде Воронеже в Беломестной слободе, построить вновь святую каменного здания церковь во имя Пресвятой Богородицы Тихвинской с приделом, во имя преподобных Отец наших Онуфрия Великого и Петра Афонского из своего собственного единого кошта для того, что я от других градских церквей имею жительство в дальнем расстоянии, от которого в доме моем во всяких случившихся потребах бывает немалая нужда, за которую без церкви мне, нижепоименованному, никакой мерности пробавиться невозможно”.

Вскоре церковь была заложена неподалеку от жилого дома фабриканта . Строительство велось неспешно, только 8 марта 1741 года освятили верхний деревянный придел во имя святых Онуфрия и Петра. Пять лет спустя была завершена и освящена вся церковь, со временем получившая название Тихвино-Онуфриевской.

С раннего утра верующие пришли, чтобы встретить своего Архипастыря. Хотя о его приезде заранее не объявлялось, однако людская молва неслась по округе: "Владыка приедет! К нам!"

В торжестве и молитве прошла Божественная литургия. Обращаясь к пастве, Владыка сказал, что все чудеса, которые происходили в истории нашей Святой Церкви, связаны с проявлением милости Божией к нам, грешным и недостойным, живущим на земле. Когда человек, общество или вся Церковь обращается с молитвой к Богу, припадает к заступничеству Богоматери, Она являет свое покровительство, свое милосердие, являет не только в исцелениях от болезней, напастей, скорбей, но и явлением чудотворных икон и других знамений. Однако мы, грешные, к сожалению очень часто забываем свои христианские обязанности, забываем прославить Богоматерь всегда и везде на всяком месте и на всякий час.

Сегодня мы говорим, продолжил Владыка, о явлении иконы Богоматери, как об истории. Мы говорим об этом как о времени давно прошедшем, как будто бы это явление было для тех, кто жил в то время и не относится к нам. Почему-то очень часто для нас мало явлений чудотворных икон, чудес, сегодня мы хотим чего-то другого.

Святой преподобный Пимен Великий сказал: благодарю Бога за то, что Он послал мне болезни, потому что господь не забыл меня грешного и требует и зовет меня к покаянию, не оставляя меня на попечение дьявольское. Мы же к сожалению не рассуждаем так. Мы рассуждаем агрессивно, со стремлением свалить вину за все то, что происходит с каждым из нас на кого-то другого. На обстоятельства, на жизнь, на век. Как будто бы другое время на Руси было лучше, но никогда и ни в чем мы не признаем себя участниками этого греховного процесса осквернения души и тела.

Если мы не почувствуем этого, если мы не примем во внимание уроки истории, если мы просто, прославляя сегодня Богоматерь, и слушая как Она в покаянии избавляла народ от страстей и болезней, примем это просто как сухую страницу истории, а не часть нашей жизни, тогда мы еще долго будем находиться в этом оцепенении, в этом окаменелом состоянии нашей греховности и нашего нераскаяния, еще долго мы будем бродить подобно блудному сыну вдали от отчего дома и потреблять в пищу то, что было предназначено животным, если не встряхнемся и не воскликнем сердцем и душой: преблагословенная Матерь Божия, помилуй нас и исцели нашу душу! Аминь.

2000

ЯНВАРЬ ИЮЛЬ
ФЕВРАЛЬ АВГУСТ
МАРТ СЕНТЯБРЬ
АПРЕЛЬ ОКТЯБРЬ
МАЙ НОЯБРЬ
ИЮНЬ ДЕКАБРЬ