главная

БИОГРАФИЯ

СЛУЖЕНИЯ

ПРОПОВЕДИ ТРУДЫ ПОСЛАНИЯ ИНТЕРВЬЮ

НОЯБРЬ 2000 ГОДА

РОЖДЕСТВО ЧЕСТНОГО СЛАВНОГО ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА

Толшевский женский монастырь (ст. Графская Воронежской обл.), 24 июня (7 июля) 2000 г.

Сегодняшний праздник Святая Церковь по уставу и по сложившейся традиции торжественно отмечает, памятуя о том великом служении, с которым пришел в мир Предтеча Господень Иоанн. По словам Христовым, “из рожденных женами не возставал больший Иоанна Крестителя” (Мф. 11, 11). Он первый сказал: “покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное” (Мф., 3, 2). Эти слова стали словами учения Церкви Христовой, эти слова произносятся во вселенной на протяжении уже двух тысяч лет. Проходят времена, меняются поколения, государственные устройства, уходят целые цивилизации, но призыв остается. И мы с вами, живущие сегодня, как никогда, нуждаемся в нем.

Но мы сегодня находимся в таком состоянии духа, преломленном и искаженном, а может быть, даже извращенном, что воспринимаем слова покаяния как не относящиеся к нам. Мы не чувствуем своей ответственности перед Господом, не чувствуем своей личной греховности в этом общем нашем бедственном состоянии души и тела, и Церкви, и государства, и общества в целом. Мы думаем, что покаяние - это только те слова, которые звучат в храме Божием со страниц Священного Писания. Мы думаем, что они касаются кого-либо другого, поэтому мы так с вами не преуспеваем в делании нашего спасения и нашей жизни. Потому нас постигают многие разочарования, неудачи, болезни и печали, треволнения, беды и так далее. Если мы не внемлем гласу церковному, призывающему нас к покаянию, мы останемся еще долгие годы такими же черствыми и не понимающими смысла жизни, смысла своего пребывания на земле.

Есть много причин и обстоятельств, которые не способствуют тому, чтобы мы прибегали с душевным раскаянием, сердечной молитвой к Богу. Возьмем пример - этот монастырь. На протяжении многих лет мы ведем речь о том, чтобы отдали то, что принадлежит монастырю, но его не отдают. Кто не отдает? Иностранцы, чужеродцы, иноверцы, пришельцы, инопланетяне? Нет! Не отдают наши сограждане, которые облечены властью, которые занимают соответствующие места в Воронежской администрации, в думе, здесь, в заповеднике. У этих людей нет чувства ответственности, и они не понимают, что не могут решить свои проблемы - в семье, в жизни, на работе, потому что не решают проблемы других людей. Христос сказал: “во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними” (Мф. 7, 12).

Как мы понимаем спасение? Прийти в Церковь, поставить свечку, подать записку, во время богослужения подумать о том, накормили ли кур, закрыли ли дом... Это не молитва, а пустое времяпрепровождение в храме. Молитва – это полное и всесовершенное сосредоточение мыслей и чувств на нашем обращении к Богу, когда молится вся Церковь, когда мы призываем на помощь всех святых, когда мы молим Господа простить нам прегрешения наши и даровать утешение и разум, открыть душевные очи, дабы мы могли видеть и знать и добро и зло, одного избегать, а к другому стремиться. Но слава Богу, что есть хотя бы часть храма, где мы можем возносить благодарение нашему Творцу и Помощнику нашему.

Сегодня, когда мы вспоминаем Предтечу Христова Иоанна, первого мученика, призывавшего всех к покаянию, мы должны особенно задуматься о своем духовном состоянии. Но все ли понимают смысл покаяния? “Покаяние” - греческое слово и означает “изменение, превращение”. Покаяться - значит изменить жизнь, а не просто сказать: я уже покаялся, и продолжать делать то же. Человек в силу своего разума, воли может изощряться и внешне не показывать своего бескультурья, хамства, невежества, но главное - не внешнее поведение, а то, что в душе находится: можно человеку и не сделать замечания, когда он тебе на ногу наступил, а в душе обозвать его очень грубо. Человек не слышит, а Господь видит состояние твоей грешной души и твою греховную мысль, и Он воздает каждому из нас не по словам нашим, но по делам и мыслям нашим, по состоянию души и разума, которое трансформируется в образ наших дел. Поэтому, братья и сестры, когда мы видим вокруг себя сложности, нам не надо показывать на других, что они виноваты, нам надо задуматься прежде всего о том, каковы мы, что мы думаем и какие чувства одолевают нас ныне, если мы поступаем так же, как и все, а от других требуем исполнения закона. Никто ничего исполнять не будет до тех пор, пока каждый из нас не начнет чувствовать свою личную ответственность и перед Богом, и перед людьми. Тогда мы ощутим ту огромную беду, в которую ввергли сами себя, ввергли наше Отечество, даже природу, которая окружает нас и должна служить нам по замыслу Творца к радости, но мы ее исказили, не говоря уже о душевной природе, о наших мыслях и чувствах. Поэтому в день, когда мы чтим великого праведника и пророка, мы должны задуматься о своем душевном состоянии, о своем образе мыслей, о своем спасении.

Только покаяние может ввести нас в Царство Небесное, только оно может приблизить нас к Господу, а значит, и друг к другу. Только покаяние и любовь - те основополагающие истины, на которых зиждется наше спасение. Аминь.