№ 9-10 2000

  

Социальное служение — долг Церкви, обязанность государства, призвание человека

Митрополит Солнечногорский Сергий
Митрополит Солнечногорский Сергий, член Священного Синода, управляющий делами Московской Патриархии

Мы поставили перед собой трудную, но исключительно благодатную задачу — наметить перспективы развития взаимоотношений религиозных организаций, государства и общества в области социального служения с учетом исторического опыта — и отечественного, и зарубежного, и давнего, накопленного столетиями, и современного. Социальное служение воспринимается нами сегодня как долг Церкви, обязанность государства и призвание человека.

Но что стоит за этими словами? Начнем с принципиально важного, центрального вопроса: можем ли мы сказать, что социальное служение — это действительно долг Церкви? Не погрешим ли мы против истины, признавая служение людям долгом Церкви Христовой, не умалим ли тем самым хотя бы отчасти ее миссию?

Ответ на этот непростой вопрос заключен в словах Спасителя: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20, 28). Искупитель человечества Сам явил миру высший образец служения. Спаситель открыл каждому из нас и единственно верный путь социального служения, доступного нам, чадам Матери Церкви, когда сказал ученикам Своим: «кто хочет между вами быть боґльшим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20, 26–27).

На поприще социального служения у каждого из нас свои задачи — и у духовенства, и у мирян. При этом трудно сказать, на ком лежит больший груз ответственности и забот. Но всех нас объединяет осознанное понимание того, что для Церкви служение людям — дело воистину соборное, питаемое христианской любовью, милосердием, жертвенностью.

Предстоятель Русской Православной Церкви, которому вверен ныне Церковный корабль, говоря о лежащей на нем и на всех нас, служителях Церкви, великой ответственности, отметил: «И Господом, и историей с нас будет нелицеприятно спрошено, насколько мы были внимательны ко всему, что происходило в быстро меняющемся мире, насколько мы были открыты к современной жизни. ... Сегодня, когда вокруг нас разлилось море страдания, мы виноваты перед каждым страждущим в том, что не всегда согрели его теплом нашего сердца, не всегда пожертвовали собой ради его блага. Любой человек грешен пред лицом Божиим. Но больше всего вины лежит на нас — архипастырях и пастырях, ибо мы несем на себе бремя грехов своей паствы, бремя осуждения за то, что не всегда были добрым примером для подражания, не всегда достойно научали пасомых наших»1.

В этих словах — и оценка пройденного пути, и наставление, и ясное осознание стоящих перед духовенством задач. Сегодня, когда Церковь после многих лет гонений вернула себе во всей полноте миссию социального служения, мы должны не только бережно восстановить, но и приумножить частично утраченные навыки социальной работы, которая предполагает сотрудничество с государством и обществом в деле служения. Нам не следует искусственно противопоставлять многообразные формы и проявления великого и богоугодного дара служения людям. Более того, именно к этому многообразию следует стремиться, строя, а точнее, восстанавливая на новой основе отношения Церкви с государством, Церкви с обществом, а также отношения Русской Православной Церкви с другими конфессиями.

При этом, конечно, не следует забывать о вызовах нашего времени, которые неразрывно соединяют ныне в нашем сознании и в нашей деятельности социальное служение Церкви с ее активной миротворческой позицией. Вызовы времени — это грозное напоминание о том, что все мы только странники на Земле и нам предстоит ответить за все содеянное. Вызовы времени требуют от всех нас четкого осмысления так называемых глобальных проблем как уроков, которые даются нам свыше. А к проблемам этим относятся и реальная опасность планетарной техногенной катастрофы, и разрушительные для культуры многих народов последствия развития мировой «информационной паутины», и угроза, которую несет с собой передел зон политического и экономического влияния, и, что особенно важно, углубление социального неравенства. Неравенства, которое превращается в пропасть, противопоставляющую друг другу два мира: с одной стороны, горстку сверхбогатых людей и узкий круг «благополучных стран», с другой — миллионы неимущих и страждущих людей и целые регионы тотального массового обнищания. Поэтому, говоря о задачах социального служения, мы не имеем права замыкаться в себе, устраняться от участия в международных делах.

Не менее важно постоянно помнить и о наших национальных интересах, о непростых проблемах, стоящих перед современной Россией, которая, к сожалению, демонстрирует миру далеко не лучший пример разрешения социальных противоречий. Но как бы мы ни оценивали результаты политического и социально-экономического переустройства последних лет, одно остается совершенно бесспорным: именно сегодня вновь востребован изрядно забытый, но не утраченный даже в самые тяжкие годы гонений бесценный опыт нашей Церкви в области социальной работы, благотворительности и организации общественной поддержки страждущих.

Этот опыт жизненно необходим гражданам России — и тем, кому суждено жить в эти годы, и тем, кто придет на смену. Придет, если мы сегодня сбережем наше наследие. В последнее время политики и ученые много рассуждают об устойчивом развитии, иногда упуская из виду самое существенное в этой теории: «устойчивость развития» имеет лишь одно социальное измерение и один критерий — право будущих наследников на жизнь и на получение наследия предков — природного, культурного и духовного. Обеспечение этого права и составляет основную цель социального служения.

Для того чтобы осмыслить уникальный опыт социального служения, накопленный Русской Православной Церковью в течение столетий, следует задуматься о главном — о непреходящей сущности и преходящих исторических формах такого служения. Что представляет собой социальное служение сегодня? Является ли оно только вечным долгом Церкви или составляет также основную задачу формирования институтов гражданского общества в современной России? Можно ли рассматривать социальное служение как основную обязанность государства или и в дальнейшем мы будем по привычке относить социальную сферу к числу якобы затратных областей и явно не главных задач государственной политики? Или, быть может, социальное служение — это только прирожденное качество души человеческой? И наконец, основной вопрос: возможно ли все это соединить в рамках общенациональной стратегии развития России, о которой так много говорится в последние дни?

Думается, что формы социального служения, как традиционные, освященные опытом поколений, так и новаторские, экспериментальные подходы, не должны исключать друг друга. Чтобы добиться желаемого и не потерять при этом союзников, нужны не только и даже не столько немалые средства, сколько духовные силы и молитвенная помощь наших святых, чистота помыслов и терпение, терпение, терпение. Правда, терпения нашему народу не занимать. Как подметил Святейший Патриарх, во время встреч в самой глубинке, где для достойной жизни людям недостает самого необходимого, они часто просят его помолиться не о материальном достатке и даже не о благополучии и здравии, а о ниспослании терпения.

От того, сумеем ли мы своевременно и грамотно спланировать и построить общую работу, масштабы которой трудно преувеличить, зависит не только выбор средств социального служения, но и то, сколь широк будет круг единомышленников и соработников. А среди наших соработников — нынешних и будущих — государственные органы, встроенные в так называемый «социальный блок» министерств и ведомств, с которыми мы ведем постоянную совместную работу, и различные неправительственные организации социальной направленности. Наши добрые союзники — представители иных вероисповеданий и люди, считающие себя неверующими, но искренне готовые к совместной деятельности на этой благодатной ниве.

Социальное служение — это совершенно особая область человеческой жизнедеятельности, которую нельзя рассматривать как некоторую замкнутую узкопрофессиональную сферу. Это истинная сердцевина и смысл любой человеческой деятельности — и политической, и экономической, и профессиональной, и той, что пронизывает повседневную жизнь людей, их быт и внутрисемейные отношения. Социальное служение — универсальный дар, полностью основанный на великой заповеди: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5, 14). Поэтому оно и вмещает в себя все сферы деятельности, «ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого» и все другие заключаются в сем слове: «люби ближнего твоего, как самого себя». Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Рим. 13, 9, 10).

В области социального служения особенно велика и социально значима миссия мирян — и в самых сложных, и в самых простых делах человеческих, где как бы сходятся град земной, живущий по своим правилам, и град небесный, открытый только для тех, кто, по милости Божией, будет спасен. Миряне — это именно те чада Церкви, которые, с одной стороны, казалось бы, полностью принадлежат миру по образу своей жизни, но, с другой стороны, составляя часть Матери Церкви и сверяя свои поступки со словами и деяниями Спасителя, привносят в мир свет учения Христова.

Разумеется, широкий подход к пониманию природы социального служения не исключает необходимости расширять профессиональную подготовку узких специалистов, соединяющих в себе широкие познания в избранной области и необходимые для социального служения духовные качества. Решению этой задачи способствует создание совместно со светскими вузами и научными центрами разветвленной сети церковных центров социального служения и благотворительности в епархиях. Нам нужны свои профессионалы в различных областях социальной работы и в сфере здравоохранения.

Не следует забывать, что построение социального государства составляет важнейшую конституционную цель государственного строительства в современной России, и социальное служение — это, по сути, единственно верный ориентир для такой работы. Путь к социальному государству лежит через соединение усилий по укреплению церковных общин, а также института семьи — малой церкви. Сегодня на наших глазах происходит медленное, но, будем надеться, подлинное оздоровление всех сфер общенациональной жизни и, прежде всего, сферы политики. Власть, кажется, перестает быть самоцелью всей политической работы и возвращает себе ту функциональную нишу, в которой она рассматривается прежде всего как средство, инструмент для решения накопившихся важнейших стратегических проблем, и в первую очередь — проблем социальных.

При этом важно помнить, что через поле социального служения не проходят государственные границы. Оно не знает и временных пределов: пока созданный Творцом мир существует, будет существовать и потребность в защите немощных, помощи страждущим, спасении погибающих. Социальное служение всегда было и останется делом сугубо личным и вместе с тем общим для добрых людей разных культур и вероисповеданий, для граждан России и других стран, даже для тех, кто видит смысл своей жизни в постоянной и суетной борьбе за «окончательную победу» какой-нибудь идеи или чистоту какого-нибудь политического учения.

Знаменательно, что сегодня некоторые известные политические деятели, от взглядов и позиции которых во многом зависит результативность политических и экономических реформ, все чаще начинают понимать смысл социального служения и видят в нем единственно надежную опору власти. И действительно, общины и приходы — прочные звенья, способные соединить в единую систему различные органы самоуправления и государственные органы социальной защиты. Эти звенья переживут смену эпох и режимов, распад и созидание государств.

Мы не знаем, какими будут механизмы государственного управления и народного самоуправления в третьем тысячелетии. Но мы знаем твердо: церковные приходы останутся. Они — самый надежный (на века!) партнер для международных и национальных организаций, для государства, предпринимателей и банкиров, дорожащих своим именем, для частных лиц и для всех, кто стремится сделать на этой земле что-то полезное и оставить по себе добрую память. Социальное служение в его высоком и единственно верном понимании может и должно стать основой действенной национальной и региональной государственной политики, если ее цель — социальный мир, благополучие граждан и процветание России.

Не имея возможности в рамках этого выступления специально остановиться на работе Отдела церковной благотворительности и социального служения, отмечу лишь, что с каждым годом увеличиваются не только масштабы социальной работы, но и потребность в системном подходе к реализации различных социальных программ и проектов, к их духовному наполнению. Серьезные разработки стратегического характера в области социального служения проводятся Общественным советом социального служения в рамках общенациональной программы «Духовные основы государственной политики», а также на базе созданного по благословению Святейшего Патриарха Учебно-исследовательского центра Московского государственного института международных отношений МИД РФ «Церковь и международные отношения».

Заключу свое выступление проникновенными словами апостола Павла: «представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего; и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, чтоґ (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная. По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил... Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь ко добру; будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служиґте; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве» (Рим. 12, 1–3, 9–13).

© Митрополит Солнечногорский Сергий, 2000

Приветственное выступление президента Российской академии наук Ю.С. Осипова

Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

А.П. Тупикин
Приветствие Министерства культуры Российской Федерации участникам конференции

Н.А. Платэ
Слово перед вручением диплома почетного профессора Российской академии наук Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II

Обращение президента Российской академии наук академика Ю.С. Осипова к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II

Ответное слово Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Алексия II

В.А. Садовничий
Поздравительное приветствие Московского государственного университета Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет
Христианство и культура на пороге третьего тысячелетия

Митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий
Церковь, государство и гражданское общество на пороге третьего тысячелетия

Протоиерей Владислав Цыпин
Взаимоотношения Церкви и государства. Канонические принципы и историческая действительность

Н.В. Синицына
Симфония священства и царства

С.Л. Фирсов
Синодальная модель церковно-госу-
дарственных взаимоотношений

А.В. Щипков
Церковно-общест-
венные отношения и проблемы государственного регулирования

Г.А. Михайлов
Государство и Церковь в постсоветский период

Протоиерей Борис Пивоваров
Церковь и консолидация гражданского общества

R. Minnerath
The Experience of the Catholic Church in Structuring its Relationship with States in the XX Century

Р. Миннера
Опыт Католической Церкви в построении взаимоотношений с государством в XX веке (перевод на русский язык)

Митрополит Солнечногорский Сергий
Социальное служение — долг Церкви, обязанность государства, призвание человека

Н.Н. Поташинская
О современной концепции социальной деятельности Католической Церкви

М.В. Каргалова
Христианские истоки европейской социальной модели

Б.К. Кнорре
Конфессионально ориентированное образование в светском обществе

Н.Ю. Степанов
Православные основы системы образования русского зарубежья в 1920–1930-е годы

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий
О Синодальной комиссии Русской Православной Церкви по канонизации святых

Протоиерей Валентин Асмус
Принципы богословского подхода к истории

М.С. Иванов
Сравнение научно-исторического, философского и богословского подходов к истории

Архимандрит Платон (Игумнов)
Христианство на пороге XXI века

Р.А. Лопаткин
Конфессиональный портрет страны

З.И. Пейкова
Отношение к Церкви в России и других странах

Ю.В. Ушакова
Религиозная ситуация: начало XX — канун XXI века

М.П. Мчедлов
Новый тип верующего на пороге третьего тысячелетия

Священник Сергий Широков
Основы современной миссиологической науки и развитие миссионерских исследований

О.В. Шаталов
Теоретические аспекты развития отечественной миссиологии

О.Ю. Васильева
Проблемы прозелитизма в России конца ХХ века

Архимандрит Макарий (Веретенников)
Всероссийский митрополит Макарий и проблемы современной церковно-истори-
ческой науки

С.Л. Фирсов
Актуальные вопросы изучения истории синодального периода Русской Православной Церкви

А.И. Алексеев
К характеристике русских архиереев в первой половине XVIII века (постановка проблемы)

А.В. Журавский
Актуальные и перспективные направления изучения русской церковной истории XX века

Приветствия,
направленные в адрес конференции