№ 9-10 2000

  

Конфессионально ориентированное образование в светском обществе

Б.К. Кнорре
Борис Кириллович Кнорре, Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви

Общая характеристика православного образования как конфессионально ориентированного

Рассматривая современное состояние православного образования в России, мы имеем в виду образование, предназначенное не для подготовки духовенства Русской Православной Церкви, а для мирян, которые смогут в дальнейшем, получив это образование, работать в любой сфере как обычные члены общества, но опираясь при этом в своей деятельности на христианские мировоззренческие принципы.

Если сравнивать нынешнюю ситуацию с тем, что было в начале 90-х гг., то можно утверждать, что православное образование в России постепенно занимает определенную нишу, входит в жизнь общества. В то же время по многим показателям ясно, что до формирования его как системы еще очень далеко. Более того, за прошедший период вскрылись многие проблемы православного образования, о которых в начале 90-х гг. мы еще не задумывались.

Для того чтобы оценить современное состояние православного образования как образования конфессионально ориентированного, необходимо ответить прежде всего на вопрос о том, как проявляется его конфессиональный характер, далее уяснить, какое место православное образование сейчас занимает в российском обществе — не только в светском, но и в церковном, может ли оно в какой-либо степени быть имплицировано в государственную систему образования, и в итоге попытаться выяснить возможную будущую нишу православного образования в Церкви. Считаю, что для ответа на данные вопросы наиболее показательными являются православные школы общего и дополнительного образования — гимназии, лицеи, школы-пансионы и т.п. Они составляют основу самой образовательной системы и наиболее показательны для конфессионального характера образования.

В православных образовательных учреждениях общего и дополнительного образования, с одной стороны, православное воспитание, стремление создать здоровый нравственный климат являются важным фактором, имеющим явный конфессиональный характер. С другой стороны, конфессиональная ориентация обуславливает в православных гимназиях особое содержание образования, приводя к акценту на гуманитарных дисциплинах. Это отчетливо видно на примере православных гимназий Москвы, 90% которых имеют различную гуманитарную специализацию. Наиболее популярными здесь являются школы, пытающиеся возрождать традиции классического образования в России, предполагающего изучение нескольких европейских современных и древних языков, как правило, греческого и латинского. Большинству гимназий это не удается, но есть примеры, показывающие, что православное классическое образование в России — реальность (православная классическая гимназия «Ясенево»).

Стремление к гуманитарному знанию в принципе является одной из отличительных черт православного образования. С одной стороны, это объясняется практической задачей — дать детям православное воспитание через усвоение дисциплин, обеспечивающих понимание глубин и истоков православной культуры, обеспечивающих определенное мировоззренческое содержание православного воспитания. С другой — общей устремленностью сознания православного христианина к гуманитарному знанию, к исследованию человека как образа Божиего и меньшим интересом к естественно-научным дисциплинам, имеющим в сознании многих православных утилитарное значение. Можно отметить, что в православных гимназиях естественно-научным дисциплинам уделяется недостаточно внимания с точки зрения государственного общеобразовательного стандарта.

Необходимо добавить, что на содержание среднего специального образования влияет и христианская этика. Так, в православных школах и училищах достаточно распространенной является профессиональная ориентация на социальное служение, например Свято-Дмитриевское училище сестер милосердия, православная гимназия «Сабурово».

В итоге можно констатировать, что конфессиональный характер православных школ общего и дополнительного образования проявляется двояко — в создании особого духовно-нравственного климата и в содержании образовательной программы, которая составляется с учетом ориентации на ценности православной культуры или на христианскую этику. Таким образом, ценность образования, которое может дать школьнику православная гимназия, заключается в особом целостном подборе гуманитарных дисциплин и, как следствие, во внутренней мировоззренческой осмысленности знания, полученного учеником. Этой осмысленности сегодня не достает современной школе, в которой знание имеет преимущественно информативный характер.

Проблемы современного конфессионального образования в России и возможные пути их решения

В настоящее время, по данным Всероссийского совета директоров православных образовательных учреждений общего и дополнительного образования1, в России около 150 православных школ общего и дополнительного образования, причем 52 из них находятся в Москве и Подмосковье.

Кроме редко удающихся попыток возрождения классического образования, большинство гимназий имеют какую-либо специализацию: углубленное изучение современных языков, русской культуры или истории; социальное служение (как уже отмечалось). Практически все школы уделяют большое внимание занятиям музыкальным, изобразительным и другого рода искусствами, не редкость и отдельные специализированные школы в этом направлении.

Но главное то, что православные школы сильно различаются по уровню образования, которое получают школьники. Причем с сожалением можно констатировать, что этот уровень во многих православных гимназиях уступает уровню хороших государственных школ. Хотя не во всех.

Здесь просматривается несколько причин.

Трудности материального характера и факторы, зависящие от них. Материальная сторона представляет в настоящее время самое уязвимое место в жизни гимназий. Скудные финансовые возможности не позволяют арендовать помещение соответствующей площади. Педагогам приходится работать на полублаготворительной основе, причем православные школы вынуждены сокращать их рабочее время, чтобы предоставить им возможность дополнительного заработка. При этом материальная проблема является далеко не единственной, но те факторы, от которых более непосредственно зависит современное православное образование, сегодня также сопряжены именно с проблемой финансового обеспечения православных школ.

Следствием плачевного финансового положения является слабость и разрозненность научно-методического аппарата православного образования, отсутствие научно-методической базы. Получить четкую информацию о школах очень трудно даже тем, кто этим специально занимается, очень слабо ведется обмен информацией между православными школами, не говоря уже о налаженной информационной службе.

Особым фактором, определяющим сегодня состояние православного общего и дополнительного образования, является мотивация родителей, отдающих детей в православные гимназии.

Некоторые родители (часто неблагополучные семьи), отдавая ребенка в православную школу, рассчитывают на теплую обстановку в школе, которая будет способствовать исправлению поведения школьников. Большинство таких детей не просто плохо учатся, но и пренебрегают школой, пытаясь противостоять ей, что иногда пагубно отражается на всем коллективе. Для администрации гимназии, в силу чувства христианского милосердия, очень трудно решиться на исключение неблагополучного ученика из школы. Как правило, школа готова терпеть неуспевающих учеников, если они хотя бы в малой степени поддаются христианскому воспитанию.

К сожалению, и само представление учебно-педагогического коллектива о необходимой информативно-образовательной нагрузке может расходиться с представлением православных родителей, недооценивающих роль образования для будущего своих детей. Типична ситуация, когда недавно воцерковленные родители позволяют ребенку по «богоугодным причинам» пропускать занятия, рассуждая в ключе следующей логики: «А уж так ли нужен ребенку этот английский язык? Мы в монастырь ездили… батюшку принимали и т.п.». И здесь гимназии, находясь в состоянии определенной зависимости от родителей в финансовом отношении, как правило, не решаются установить жесткие дисциплинарные требования, чтобы не оттолкнуть родителей учащихся.

Болезненным явлением в жизни православной школы является возникающее абсурдное противоречие между сложившимися у многих недавно воцерковленных родителей стереотипами к образованию и самой образовательной задаче школы, а также в отношении жизни их ребенка в светском обществе. Проблема возникает, когда родители бывают движимы желанием не только уберечь ребенка от негативных факторов современного общества, но и создать для него искусственную среду, вообще ограничить ареал его соприкосновения с миром. Это приводит к тому, что у учащихся иногда возникает сознание своей обособленности, изолированности от остального мира, от жизни общества и, как следствие, приводит к недостаточной эрудированности, а иногда к недооценке знаний по разным дисциплинам, которые они должны получить2.

В то же время существуют православные гимназии, в которых уровень образования достаточно высок. Среди московских школ это православная гимназия «Ясенево», традиционная гимназия, Свято-Владимирский учебный центр, лицей духовный, школа «Живоносный источник» в Царицыне и др.

Некоторые гимназии (составляющие определенное меньшинство) видят свою задачу в воспитании православной элиты, высокообразованных людей с твердыми православными мировоззренческими устоями. Они стремятся достичь в содержании православного образования внутренней целостности — согласованности научного знания, национальных культурных традиций с православной верой. В основу учебно-воспитательной концепции полагается принцип: воспитание через образование, т.е., как было сказано выше, образовательная программа составляется так, чтобы обеспечить глубокое постижение в процессе одиннадцатилетнего обучения православной культуры — вплоть до изучения древнегреческого и латинского языков, истории Древней Греции, истории Византии и других дисциплин, дающих понимание исторических и культурных истоков христианства.

Но, к сожалению, те немногие гимназии, которые стараются воплотить в жизнь такие цели и борются за высокий уровень образования, рискуют встретить полное непонимание со стороны православных родителей.

В этом отношении показателен случай с классической гимназией «Ясенево», на которую родителями исключенных из гимназии «двоечников» был составлен в 1998 г. рапорт Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. «Радеющие за Православие» обвинили классическую гимназию в увлечении «эллинским языческим суемудрием» (так как в ней много внимания уделяется изучению античной истории и культуры, древнегреческого и латинского языков), обличители указывали на завышенность и бессмысленность информативно-образовательной нагрузки. Донос был направлен также и в Московский комитет по образованию, в нем был сделан акцент на отсутствие специально оборудованных классов химии и физики, что выглядит особенно некрасиво, если учитывать финансовое положение гимназии. (Снова материальный вопрос выступает в роли ахиллесовой пяты для православной школы.)

Однако именно в гимназии «Ясенево», не менее чем в других православных школах, особое внимание уделяется воспитанию школьников на основе православных мировоззренческих принципов. Директор гимназии иерей Алексий Сысоев является ее духовником и настоятелем гимназического храма святого Иоанна Богослова. Многие гимназисты не только имеют духовническое окормление и посещают богослужение, но и проходят клиросное и алтарное послушание, поют в гимназическом церковном хоре.

Нелепость вышеприведенных обвинений относительно неправильно поставленного учебного процесса еще более очевидна при беглом взгляде на те результаты, которые дает Ясеневская гимназия. Ее уровню образования могут подивиться как православные, так и хорошие государственные школы: практически 100% выпускников гимназии поступают в престижные вузы Москвы — МГУ, Московский государственный институт международных отношений, Российский государственный гуманитарный университет, Университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, Высшую школу экономики, медицинский институт, Университет им. Строганова и другие вузы. 20% выпускников выбирают высшие православные учебные заведения — Православный Свято-Тихоновский богословский институт и Российский православный университет
им. святого Иоанна Богослова. Среди выпускников гимназии есть и студент Московской духовной академии.

Ко всему сказанному следует добавить, что Ясеневская гимназия, ставящая перед родителями ее потенциальных учащихся жесткие условия, а перед гимназистами высокие требования по образовательной программе, вплоть до настоящего времени является одной из бедных. Зарплата, которую гимназия может выплачивать преподавателям, достаточно низкая даже по отношению к окладу педагогов других православных школ.

Определенные столкновения с интересами родителей учащихся приходится испытывать не только гимназии «Ясенево», но и другим наиболее благополучным гимназиям.

 

Анализируя вышеописанное положение православных гимназий, целесообразно более детально выяснить — какой социальный контингент сейчас обеспечивает существование православных гимназий. Учитывая, что основным источником доходов православных гимназий в настоящее время являются материальные вложения родителей, необходимо понять, в какой степени православная школа сегодня может опираться на этот контингент для того, чтобы функционировать в будущем на хорошем уровне.

Православные школы создаются преимущественно на основе частных общественных инициатив. Менее распространена приходская форма учредительства. Но даже в последнем случае часто для создания школы de facto является инициатива какой-либо церковно-общественной группы.

Основным стимулом к созданию школы для ее инициаторов (а они обычно являются и родителями ее первых учащихся) служит желание уберечь своих детей во время школьного и подросткового возраста от болезней современного общества, сохранить то воспитание, которое дается в семье. Этого принципа придерживаются не только создатели школы, но и многие родители, отдающие своих детей в православные школы, если сама семья благополучная.

Большую часть контингента православных школ , однако, составляют дети из неблагополучных семей. В данном случае родители надеются на хороший духовный климат в школе, которого может и не быть в семье, но который может способствовать достойному воспитанию ребенка.

В силу того, что средний уровень материальной обеспеченности православных в России еще недостаточно высок, православные школы на сегодняшний день испытывают перманентную нищету. Особенностью контингента православных учащихся является высокий процент детей (45) из многодетных семей, что также не способствует в наше время их материальному благополучию. Большинство многодетных семей (60%) просто неспособны платить за обучение, остальные частично освобождены от платы за обучение.

Встречаются, однако, состоятельные родители, которые, определяя ребенка в православную гимназию, ищут всего лишь общей, поверхностной осведомленности о вере, а в основном преследуют прагматические цели, надеясь на то, что в школе их ребенок освоит прежде всего актуальные для сегодняшнего дня дисциплины. Как правило, православные школы не удовлетворяют их запросам и они переводят своих детей в другие. Есть также небольшая категория богатых родителей (часть из них относится к субкультуре молодых православных предпринимателей), которые предлагают школе за большие деньги взять на себя все функции по воспитанию, т.е. предполагают сдать ребенка как бы «в камеру хранения» для того, чтобы высвободить дополнительное время, которого им часто не хватает. В таком случае перед школой встает выбор — либо отказать таким родителям, либо пойти по пути многих частных школ, которые подстраиваются под интересы состоятельных родителей. Исключение составляют немногочисленные школы-пансионы. Для православных гимназий полное освобождение от домашних заданий и ограничение образования лишь классной работой, что практикуется во многих светских частных школах, неприемлемо. Православная школа не имеет права взять на себя задачу полной замены воспитания, которое ребенок должен получать в семье.

Таким образом, в настоящий момент православная школа не может ограничиться материальным обеспечением со стороны родителей учащихся, поскольку не может в полной мере подстраивать учебный процесс под интересы родительского контингента, т.е. такие своеобразные «рыночные отношения» между православной гимназией и родителями, выступающими «в роли заказчиков», мало приемлемы для православного образования, по крайней мере, их нельзя абсолютизировать. Пример благополучных гимназий только подтверждает, что интересы православной школы, дающей образование на высоком уровне, не во всем совпадают с интересами родителей ее учащихся.

 

Рассмотрев положение православной школы как организации, созданной на основе частной общественной инициативы, нужно определить, какое место действующие православные школы занимают в системе государственного образования и какой статус они de facto имеют в структуре Русской Православной Церкви.

Поскольку процесс создания православных школ идет «снизу», на основе частных церковно-общественных инициатив, он практически «сверху» ни Церковью, ни государством не контролируется. Здесь есть свои плюсы и минусы. Это позволяет школе свободно развиваться, как правило, благодаря подвижническому труду педагогов реализовывать по мере возможностей свой потенциал. Школы значительно различаются по своей учебной направленности, статусу и контингенту учащихся. Помимо отсутствия контроля со стороны Церкви, школа может также при желании полностью избежать контроля со стороны государственных образовательных структур. Примером тому служат гимназии, не желающие получать государственную лицензию по вышеприведенным соображениям. Возможно, что для большинства гимназий, которые стремятся получить государственную лицензию, это стремление продиктовано не столько желанием получить удостоверение о соответствии образовательным стандартам (это для многих родителей, отдающих своих детей в православные школы, не требуется), сколько необходимостью решать административно-финансовые проблемы, связанные с арендой помещения.

В целом большинство гимназий в настоящее время стремятся получить не только лицензию на образовательную деятельность, но и государственную аккредитацию. Более того, вынашиваются планы получения статуса государственной школы, обсуждается возможность имплицировать общее православное образование в государственную систему образования. С получением статуса государственной школы связываются надежды на снятие проблемы аренды помещения и оплаты педагогов.

Здесь существует несколько возможных путей.

Русская школа, или школа с этнокультурной компонентой

Получение статуса «русской школы» является достаточно заманчивым для православных гимназий, так как они в определенной мере обеспечивают национально-ориентированное образование.

В какой мере оно свойственно православным школам?

Так как существующие школы были организованы благодаря инициативе православных братств, отдельных церковных приходов, то православное образование отражает национальные традиции России в той степени, в какой они отражаются в жизни российских церковных приходов, в жизни самой Русской Православной Церкви. Поэтому нет ничего удивительного в том, что православным школам присущи черты национально-ориентированного образования хотя бы потому, что Православие в России является культурообразующей религией. Можно сказать, что православные школы по своему духу являются национально-ориентированными. Но почти все они не имеют официального статуса школы с этнокультурной компонентой, хотя вынашивают планы вхождения в систему государственного образования через получение такого статуса. Главное препятствие в том, что русская школа в России воспринимается как определенная экспериментальная площадка, где создаются дополнительные искусственные условия для формирования особого русского самосознания — как бы в противовес всем обычным школам, которые таким образом оказываются «не русскими». Такое положение сопряжено с опасностью обособления православных школ. То же самое отмечают сотрудники Министерства образования РФ, местных департаментов образования. Корректен вопрос: «Почему же обычная школа, существующая в России, не является русской?»

В то же время «официальные» русские школы сейчас представлены образовательными учреждениями, не являющимися конфессиональными православными школами. Если в них в процессе образования даются элементы православной культуры, то лишь поверхностно, не на уровне мировоззрения, а на уровне отдельных традиций, что позволяет им в разной степени ориентироваться на традиции славянского язычества. Среди русских школ существуют также школы с ярко выраженной языческой ориентацией, что на сегодняшний день дискредитирует русскую школу в глазах православных.

Кроме того, принятие православной школой статуса школы с этнокультурной компонентой лишь оставляет возможность существования ее на прежних принципах, но не гарантирует того, что школа будет в дальнейшем их придерживаться. Конфессиональный характер образования в такой школе ставится в зависимость от воли администрации.

 

Достаточно заманчивыми являются попытки добиться того, чтобы православная школа, сохраняя свой конфессиональный статус, смогла получить одновременно статус государственной школы. Это не что иное, как стремление непосредственно имплицировать православное образование в государственную систему.

Но это представляется не только мало возможным, но и не полезным для самой школы. Если информативное содержание образования может быть усвоено школами с гуманитарным уклоном, то концепция православного воспитания неприложима к государственной школе. Иначе придется разрабатывать (не дай Бог!) государственный стандарт по православному воспитанию, включающий молитву перед уроком, что низведет благочестие учащихся на уровень формализма и лицемерия. От учеников можно лишь требовать исполнения традиционных нравственных норм, которые признаются обществом в целом, но нельзя навязать конкретные конфессиональные предписания.

Таким образом, здесь мы сталкиваемся с достаточно серьезным препятствием — противоречивостью самой идеи государственного православного воспитания. Это препятствие непосредственно сопряжено с глобальным вопросом взаимоотношения государства и Церкви.

Думается, что православная школа, будучи конфессиональной по своему содержанию и характеру, сможет получить статус школы государственной только в том случае, если будет выполнено такое глобальное условие, как придание государственного статуса православной религии в России. Это отдельный вопрос, о котором сказано уже достаточно много3.

Можно рассмотреть, однако, возможность использования в системе государственного образования содержания лучших образовательных программ православных школ. Но здесь мы приходим к выводу, что для целостного усвоения такой программы учеником необходима его личная вера в Бога, принятие им православной веры. Напомню, что ценность содержания православного образования состоит не только в хорошем информативном освоении гуманитарных дисциплин (здесь имеются в виду лучшие православные гимназии), но во внутренней осмысленности учеником этого знания. Этой осмысленности сегодня не достает современной школе. Тот школьник, который не принимает православную веру на личностном уровне, если и усвоит образовательную программу православной гимназии, то не сможет обрести внутреннюю мировоззренческую осмысленность знания, содержание которого имеет христианскую мировоззренческую основу.

Поэтому думается, что в любом случае настоящие православные школы всегда будут составлять небольшой процент в российском образовании.

Здесь все же можно допустить следующий компромиссный вариант. Государственные школы могут взять на вооружение информативное содержание православного образования (в его лучших примерах). Возможно, дисциплины, связанные с ним, могут войти в образовательные программы государственных школ как предметы, ориентированные на изучение православной культуры. Но образовательная программа в таких школах должна исходить не из конфессиональной основы, а из основы культурно-исторической, в которой Православие может восприниматься на уровне традиции, ведь к православной вере человек нередко приходит через знакомство с ее культурно-исторической традицией.

В заключение этого раздела отметим, что таким образом православное образование может влиять на государственную школьную систему с нравственной позиции. Государственные школы могут обратить внимание на опыт взаимоотношения учителя со школьниками в православных школах, на цельность образовательных программ некоторых гимназий, благодаря которой достигается осмысленность знания.

Что же касается финансового вопроса в контексте отношений православных гимназий с государственными структурами, то здесь есть несколько противоречивых моментов, которые можно было бы попытаться решить.

Известно, что православные школы, будучи негосударственными образовательными учреждениями, сами должны оплачивать коммунальные услуги, платить за аренду помещения, изыскивать средства для зарплаты преподавателям. Немногочисленные аккредитованные школы имеют частичное бюджетное финансирование, но его едва хватает на коммунальные услуги и часть зарплаты.

Родители, отдающие своих детей в православные гимназии, фактически платят двойной налог за образование: через общие государственные налоги родители уже заплатили государству за обучение своих детей, но отдавая детей в православную школу, они снова платят. Часть денег, полученных от родителей за обучение, школа должна отдать государству в виде уплаты за аренду помещения. Поэтому возможным выходом из создавшегося положения могло бы быть облегчение налогового бремени родителей, дети которых учатся в православных гимназиях (на ту долю общего государственного налога, которая рассчитана на образование), а может быть, уменьшение арендной платы. (На практике государство идет навстречу православным школам, местная администрация соглашается продлевать договора об аренде, несмотря на большую задолжность. Терпимо относятся местные органы власти к задолжности по коммунальным платежам. Но такое положение оставляет православные школы все же в «подвешенном состоянии» и не гарантирует, что в «подходящий момент» школа окажется закрыта.)

Статус православных школ в структуре
Русской Православной Церкви

В настоящее время место православной школы как в структуре Русской Православной Церкви, так и в самом церковном обществе еще не определено. Как уже было сказано, православные школы не могут ограничиться материальным обеспечением со стороны родителей учащихся, так как это приведет к полной зависимости школы от интересов родительского контингента. Достаточно опасен путь вхождения в систему государственного образования, хотя государство и может посодействовать в решении некоторых финансовых вопросов. Остается определить место православного образования в Церкви, тем более что именно к Церкви православные школы имеют самое прямое и непосредственное отношение.

Необходимо отметить, что православные гимназии в отличие от воскресных церковно-приходских школ за редким исключением не являются и не могут быть частью церковного прихода. Если же приход берет на себя инициативу создания и поддержания гимназии, то это может явиться для него непосильной нагрузкой. Если учитывать, что не все настоятели церковных приходов хотят брать на себя заботу о создании воскресной школы, то что говорить об общеобразовательных школах. Есть прискорбные случаи, когда «вставшая на ноги» гимназия начинает мешать настоятелю лишними заботами, речь в таких случаях заходит даже о закрытии гимназии.

Если же гимназия связана с несколькими приходами, что часто имеет место, то ее материальная поддержка становится делом отдельных прихожан.

В случае создания православной гимназии на уровне благочиния у нее более надежное финансовое положение. Но такие гимназии — редкость, вероятно, по той причине, что инициаторами создания школ выступают отдельные церковно-общественные группы, как правило, не являющиеся частью структуры благочиния. Создание православной гимназии на епархиальном уровне (например, в Алма-Атинской епархии) — совсем редкий случай.

В итоге возникает вопрос, который сопряжен со сложной ситуацией: православные школы все-таки пользуются минимальной поддержкой государства, хотя и претендуют на большую, обращаются с просьбой о помощи к различным коммерческим организациям, но при этом не имеют никакой финансовой поддержки со стороны самой Русской Православной Церкви, в структуру которой эти школы непосредственно входят. Подобное положение, по мнению многих преподавателей и административных работников школ, может вызвать недоумение в российском обществе.

Ясно, что наша Церковь недостаточно богата, у епархиального руководства нет средств для материального обеспечения православных гимназий. Но непонятным остается разительное несоответствие между масштабами восстановления и даже постройки храмов и часовен, на что находятся значительные материальные средства, и нищенским положением православного образования. Причем православное образование имеет «приоритетное значение в жизни Церкви», о чем неоднократно говорил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на ежегодных Рождественских чтениях. О том, что православное образование не менее важно, чем строительство или реставрация архитектурных зданий храмов, вряд ли кто-нибудь будет спорить. Но обладатели материальных ресурсов (будь то преуспевающие коммерсанты или настоятели обеспеченных приходов) предпочитают больше вкладывать свои средства в реставрацию, чем в образование. Думается, что любой благодетель с удовольствием может указать на отреставрированный или расписанный храм как на видимое воплощение вложенных им финансовых средств или (если это священник) как на свидетельство своих хороших административно-хозяйственных способностей.

Вышеприведенная ситуация — лишь верхняя часть айсберга. Проблемы финансового обеспечения православного образования намного глубже. Здесь мы выходим на глобальную проблему распределения финансов в церковной структуре, в которой в настоящее время в принципе не налажен механизм распределения средств. Поразительно, но вопрос финансирования является острым не только для созданных за последние 10 лет гимназий, но даже для ведущих духовных школ! Об этом говорил председатель учебного комитета Московской Патриархии, ректор Московских духовных академии и семинарии епископ Евгений (Верейский)4. По его словам, зарплата у преподавателя Духовной академии меньше, чем у уборщицы (видимо, уборщица в отличие от преподавателя из одного лишь энтузиазма работать не будет. — Б.К.). Зарплату преподавателям духовной академии порой приходится выдавать за счет резкого сокращения расходов на необходимые хозяйственные нужды для семинаристов.

Сами синодальные отделы Русской Православной Церкви, занимающиеся образованием, — учебный комитет и отдел религиозного образования и катехизации — находятся в бедственном положении.

Если сравнить положение православных школ в России с положением католических школ на Западе, можно увидеть определенное отличие их места в нашей Церкви от места соответствующих школ у римо-католиков. Необходимо отметить, что в отличие от наших католические школы потеряли свой конфессиональный характер. Сегодня на Западе получили распространение так называемые Catholic Run Schools, в которых могут учиться школьники не только католической веры, но и придерживающиеся любых мировоззренческих убеждений. Эти школы организуются преимущественно силами католических орденов, по большей части орденом иезуитов, имеют большой престиж в обществе благодаря высокому уровню образования. В настоящее время эти школы даже отчисляют часть своих материальных доходов Католической Церкви. Но тем не менее Римско-католическая Церковь помогала им косвенно на этапе их становления через общественные организации, специализированные фонды, рассчитанные на их поддержку.

Современным опытом финансового обеспечения западных школ вряд ли можно воспользоваться православным гимназиям в России. Наши школы не могут отказаться от требований к подбору учащихся, дабы не утратить свой конфессиональный характер — его потеря в воспитании может привести к потере содержания православного образования, так как оно уже не будет целостно восприниматься учащимися.

Но остается возможность организовать поддержку на епархиальном уровне — через благотворительные фонды, в работе которых должны активно участвовать сами работники православных школ, имеющие определенные навыки работы с финансами. Возможно, это должен быть епархиальный или общецерковный с епархиальными филиалами целевой благотворительный фонд поддержки православного образования. Такой фонд должен иметь статус официальной церковной структуры (в настоящее время существуют фонды, помогающие гимназиям, но они не имеют ни общецерковного, ни епархиального статуса, сами гимназии не принимают участие в их работе). Такой фонд мог бы не только аккумулировать средства спонсоров, но и распределять деньги, которые могли бы давать на православное образование обеспеченные церковные приходы в виде церковного налога на образование. Налог можно было бы вычислять для каждого церковного прихода в зависимости от его благосостояния и от того, какое непосредственное участие он принимает в создании православных школ5.

Для большей заинтересованности церковных приходов необходим оперативный информационный обмен между православными школами и приходами. Здесь также возможны различные виды взаимной договоренности. Настоятели приходов могут информировать православные школы об их будущих школьниках, о количестве возможных будущих учащихся школ из детей прихожан. Православные гимназии в свою очередь могут заранее рассчитывать количество потенциальных учащихся исходя из данных, которые им смогут предоставить настоятели приходов. Возможно, такое взаимодействие будет способствовать большему вниманию к православным школам со стороны духовенства.

В заключение можно отметить, что в настоящее время нет единой концепции православного образования, существуют проблемы, связанные с контингентом учащихся. Однако православные школы уникальны тем, что они обеспечивают конфессиональный характер общего и дополнительного образования, достигается (хотя и не у многих) согласованность воспитания и содержания образования, осмысление усваиваемой гимназистами информации, чего не хватает сегодня светской школе.

Во многих православных школах работают квалифицированные, а главное, добросовестные кадры. В целом православное образование обладает большим потенциалом.

Несколько лет назад, когда наши школы только появились на волне энтузиазма и перемен в нашем обществе, настроения были другими, а сейчас из-за финансовых проблем многие школы на грани закрытия. Если допустить гибель православных гимназий, то подобного энтузиазма уже не будет и возродить православное образование в России будет намного сложнее.

Материальную поддержку православных гимназий со стороны Церкви не предлагается рассматривать как единственную и вседостаточную. Основная суть предлагаемого — налаживание совокупной комплексной поддержки православного образования со стороны частных лиц (родителей), государства и Церкви. Это оправдывается комплексной природой православных гимназий, которые соединяют в себе и светское государственное и конфессиональное образование. Возможно, что такая комплексная поддержка позволит православным школам избавиться от хронической бедности и нищеты, а также создаст условия для разработки основательной научно-методической базы православного образования и решения других вопросов, непосредственно относящихся к образовательному процессу.

 

1 Всероссийский совет директоров православных образовательных учреждений общего и дополнительного образования — орган взаимодействия руководителей средних православных школ при синодальном отделе религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. Был сформирован 30 декабря 1997 г., первоначально (до января 1999 г.) объединял руководителей православных школ Москвы и Подмосковья.

2 Многие существующие в настоящее время гимназии предпринимают попытки преодоления этого явления, более того, это — одна из главных задач Всероссийского совета директоров православных образовательных учреждений общего и дополнительного образования. С этой целью советом осуществляются различные формы взаимодействия ученических коллективов гимназий — участие в совместных богослужениях, общие конкурсы, олимпиады среди православных заведений, выпускные вечера. Особенно активно изоляционистским тенденциям среди московских гимназий стараются противостоять православная гимназия «Ясенево», Свято-Владимирский учебный центр, традиционная гимназия (при Православном Свято-Тихоновском богословском институте), гимназия при Академии славянской культуры, православная гимназия в Ховрине, гимназия преподобного Серафима Саровского в Крылатском.

3 В качестве экскурса в сферу высшего религиозного образования можно заметить, что хорошо известный стандарт по специальности 020500 «Теология» так и не стал в полной мере государственным стандартом. На последнем заседании Координационного совета по взаимодействию Министерства образования и Московской Патриархии 13 июня 2000 г. он был разделен на поликонфессиональную часть, в которую войдут, в частности, история религий и религиозная философия, и на моноконфессиональную, содержание которой будет определяться уже исключительно в рамках конкретной конфессии. Измененный стандарт будет иметь название «Теология по конфессиям». Возможно, что министерством будет утверждаться именно первая часть, в то время как вторую будут утверждать соответствующие конфессиональные структуры, т.е. сами сотрудники Минобразования РФ считают, что утверждение стандарта, включающего конкретное конфессиональное содержание, не входит в компетенцию государства (Благовест-Инфо. 2000. 13 июня).

4 См.: На путях русского богословия // НГ-религии. 2000. 23 фев.

5 Хотелось бы заметить, что предлагаемый путь решения финансовых проблем может быть приложим не только к православным гимназиям и православному образованию, но и к другим сферам социального служения Русской Православной Церкви.

© Кнорре Б.К., 2000

Приветственное выступление президента Российской академии наук Ю.С. Осипова

Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

А.П. Тупикин
Приветствие Министерства культуры Российской Федерации участникам конференции

Н.А. Платэ
Слово перед вручением диплома почетного профессора Российской академии наук Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II

Обращение президента Российской академии наук академика Ю.С. Осипова к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II

Ответное слово Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Алексия II

В.А. Садовничий
Поздравительное приветствие Московского государственного университета Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет
Христианство и культура на пороге третьего тысячелетия

Митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий
Церковь, государство и гражданское общество на пороге третьего тысячелетия

Протоиерей Владислав Цыпин
Взаимоотношения Церкви и государства. Канонические принципы и историческая действительность

Н.В. Синицына
Симфония священства и царства

С.Л. Фирсов
Синодальная модель церковно-госу-
дарственных взаимоотношений

А.В. Щипков
Церковно-общест-
венные отношения и проблемы государственного регулирования

Г.А. Михайлов
Государство и Церковь в постсоветский период

Протоиерей Борис Пивоваров
Церковь и консолидация гражданского общества

R. Minnerath
The Experience of the Catholic Church in Structuring its Relationship with States in the XX Century

Р. Миннера
Опыт Католической Церкви в построении взаимоотношений с государством в XX веке (перевод на русский язык)

Митрополит Солнечногорский Сергий
Социальное служение — долг Церкви, обязанность государства, призвание человека

Н.Н. Поташинская
О современной концепции социальной деятельности Католической Церкви

М.В. Каргалова
Христианские истоки европейской социальной модели

Б.К. Кнорре
Конфессионально ориентированное образование в светском обществе

Н.Ю. Степанов
Православные основы системы образования русского зарубежья в 1920–1930-е годы

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий
О Синодальной комиссии Русской Православной Церкви по канонизации святых

Протоиерей Валентин Асмус
Принципы богословского подхода к истории

М.С. Иванов
Сравнение научно-исторического, философского и богословского подходов к истории

Архимандрит Платон (Игумнов)
Христианство на пороге XXI века

Р.А. Лопаткин
Конфессиональный портрет страны

З.И. Пейкова
Отношение к Церкви в России и других странах

Ю.В. Ушакова
Религиозная ситуация: начало XX — канун XXI века

М.П. Мчедлов
Новый тип верующего на пороге третьего тысячелетия

Священник Сергий Широков
Основы современной миссиологической науки и развитие миссионерских исследований

О.В. Шаталов
Теоретические аспекты развития отечественной миссиологии

О.Ю. Васильева
Проблемы прозелитизма в России конца ХХ века

Архимандрит Макарий (Веретенников)
Всероссийский митрополит Макарий и проблемы современной церковно-истори-
ческой науки

С.Л. Фирсов
Актуальные вопросы изучения истории синодального периода Русской Православной Церкви

А.И. Алексеев
К характеристике русских архиереев в первой половине XVIII века (постановка проблемы)

А.В. Журавский
Актуальные и перспективные направления изучения русской церковной истории XX века

Приветствия,
направленные в адрес конференции