№ 9-10 2000

  

Христианские истоки европейской социальной модели

М.В. Каргалова
Марина Викторовна Каргалова, доктор исторических наук, Институт Европы РАН

Социальные проблемы всегда оказывали воздействие на систему экономических, политических, правовых, нравственных отношений в обществе, определяли в значительной мере характер и темпы его развития. Признавая эту роль социального измерения (которая многократно возросла в последние десятилетия), ведущие государства мира и новые образования, такие как Европейский Союз (ЕС), крупнейшее региональное и наиболее продвинутое наднациональное объединение, создают свои социальные модели.

Сегодня мы вправе говорить о существовании европейской социальной модели (ЕСМ), в соответствии с которой развертываются интеграционные процессы на нашем континенте и которая пока наиболее полное воплощение получила лишь в западноевропейских странах. Тем не менее будущее и юго-восточной Европы, и России как части Европы неразрывно связано с достижением соответствия этой модели.

На рубеже тысячелетий человечество стоит перед проблемой регулирования социальных последствий глобализации, экономических трансформаций, технологических инноваций, необходимостью достижения социальной безопасности (решения проблемы занятости и социального отторжения, обеспечения основных прав и свобод человека). В связи с этим общество нуждается в моделях как экономического развития (Кейнс, Эрхард), так и социального.

Исторические и культурные традиции европейских государств сделали возможной разработку на основе консенсуса так называемой ЕСМ, в основу которой положен принцип совмещения экономической эффективности и социальной солидарности, а также учет вызовов времени.

Европейская социальная модель предполагает сбалансированное соотношение между созданием богатства, свободой и социальной справедливостью. Относительно высокий уровень социальной защищенности в Европе общепризнан. Однако эта система не ограждена от внешних влияний и процессов, происходящих в мире. Задача состоит в том, чтобы одновременно сохранять традиционные ценности и отражать новые общественные потребности.

В сущности, такая модель — это некий социальный идеал будущего, к которому следует стремиться, опираясь на социальную идею, воплотившую в себе традиционные ценности европейской цивилизации, социальной доктрины христианства и совокупность конечных целей социального развития. При этом социальная модель — это не застывшая раз и навсегда схема. Она непрерывно совершенствуется и дополняется, отражая изменения, происходящие в обществе, пользуясь в том числе наработками и постулатами христианства.

ЕСМ созревала длительное время и была обусловлена особенностями европейского капитализма, который в отличие от американского (либерального) и японского (патерналистского) получил название солидарного. Европу до сих пор упрекают в том, что она слишком много внимания уделяет решению социальных проблем и правам человека, нанося этим ущерб экономическому росту и конкурентоспособности на мировом рынке. Социальную политику даже называют «болезнью Европы». Однако такое внимание к обеспечению социально-комфортной экологии для человека обусловлено многовековой историей и христианскими традициями Европы.

Именно христианство стало основой, на которой родилась и выросла европейская цивилизация. Христианские конфессии — католицизм, Православие и протестантизм — внесли неоспоримый вклад в формирование европейских государств, а социальная доктрина Церкви повлияла на создание систем социальной защиты и самой ЕСМ, самобытность которой признана всем миром.

Феномен приоритета духовных начал европеизма позволил утвердиться представлению о Европе как о регионе, породившем особый вид цивилизации, где отношение к человеку, его правам и благосостоянию было неразрывно связано с экономическим развитием и политическими переменами. Еще со времен средневековья Церковь была интегрирующим фактором, сумев слить воедино силу своей организации и религию как форму общественного сознания.

Если христианские идеи о социальной справедливости, месте человека в мире и соблюдении его прав развивались и обосновывались на протяжении веков, то в последнее столетие Церковь стала призывать к активному включению в обсуждение острых проблем современного мира. Это вылилось в создание в 1948 г. Всемирного совета церквей и появление целого ряда документов — энциклики папы Иоанна XXIII «Пасем ин террис» (1963), социальной энциклики папы Иоанна Павла II, нового катехизиса (1992). Христианские демократы после второй мировой войны выступили инициаторами сближения европейских государств и дали мощный толчок процессу интеграции. Достаточно вспомнить имена Ж. Монне, А. де Гаспери, Р. Шумана.

На сегодняшний день именно католицизм располагает наиболее разработанной социальной доктриной, и не случайно именно на ее основе удалось создать стройную и наиболее совершенную социальную модель в Западной Европе, где католицизм занимает прочные позиции, издавна играл заметную роль в светских сферах, связанных с деятельностью государств. Имелся там и опыт взаимодействия с другими ветвями христианства — протестантизмом и Православием.

Социальная доктрина католицизма является исторической категорией и уходит корнями в далекое прошлое. Основы социального учения заложены Фомой Аквинским и Франциском Ассизским (ХIII в.). Программой обновления социально-политической деятельности католицизма стала энциклика папы Льва XIII «Рерум новарум» (1891). В XX в., когда обозначилось противостояние двух миров (мировые войны, холодная война, разделение континента на два идеологических лагеря), Церковь, оценивая ситуацию, стремилась помешать всеобщей катастрофе. Достаточно упомянуть энциклики папы-реформатора Иоанна XXIII (1958–1963), папы Павла IV (1963–1978), подчеркивающие значение социального учения Церкви. Огромный вклад внес в развитие социальной доктрины католицизма папа Иоанн Павел II: энциклики «Диверс ин мизерикордиа» (Бог, богатый милосердием), «Лаборем эксерценс» (Совершая труд), «Соллицитудо реи социалис» (Забота о социальной действительности), «Фидес эт ратио» (Вера и разум) и др., а также многие выступления о «всемирно историческом значении социальных вопросов».

Какие же принципы, положенные в основу современной социальной доктрины католицизма, нашли отражение в сегодняшней ЕСМ?

1. Всеобъемлющий характер, т.е. охват всех сторон человеческого бытия на всем земном пространстве, которые касаются как отдельного человека, так и мирового сообщества в целом. ЕСМ значительно расширила сферу действий социальной политики и подчеркнула роль социального измерения в интегрирующейся Европе.

2. Способность к постоянному обновлению, поскольку социальная доктрина Церкви — это не застывшая догма, а обновляющееся учение, отвечающее требованиям времени.

3. Содержание должно соответствовать интересам подавляющего большинства людей, что позволит избежать протестов и конфронтаций, т.е. соблюдение социальной справедливости. ЕСМ предполагает отражение интересов разных социальных групп и слоев общества (иными словами, соблюдения прав человека). Это тот же принцип социальной справедливости. Рядом стоит и принцип компромиссного решения социальных споров и эволюционного, а не революционного пути развития общества. Этим принципом руководствуются многие западноевропейские государства.

4. Призыв Церкви к общечеловеческой солидарности в ЕСМ трансформировался в задачу проведения политики социальной солидарности и социального сплочения, преодоления феноменов социального отторжения, маргинализации.

Глобальные изменения в мире на рубеже тысячелетий заставили по-новому смотреть на проблему человека и понятие гуманизма в социальном преломлении. Еще решения Ватиканского Собора (1962–1965) были важным этапом модернизации католического учения о человеке. В социальном плане подчеркивалась этическая роль труда и трудовой деятельности как инструмента переустройства общества на справедливой основе, отмечалась необходимость борьбы с социальным отчуждением, за превращение человека в активного субъекта общественной и производственной жизни. Новым моментом социальной доктрины католицизма стала защита прав человека, в том числе поддержка деятельности международных, начиная с ООН, и массовых общественных организаций.

В ЕСМ, в частности в европейской социальной хартии Совета Европы и Хартии основных социальных прав трудящихся европейских сообществ, содержится перечень фундаментальных социальных прав, которые надлежит обеспечить каждому человеку.

Понятие «демократия» как в широком, так и в узком смысле (экономическая демократия, участие трудящихся в управлении производством) — неотъемлемая часть ЕСМ — также появилось в социальных документах католицизма.

Очень важным моментом в социальной доктрине католицизма являются положения, касающиеся социального устройства современного общества: осуждение общества потребления, ориентации на материальные потребности, несправедливого распределения общественного богатства, отсутствия должного уровня духовности. В связи с этим появляется понятие социальной ответственности.

Мера социальной ответственности государств, партий, каждого человека за развитие общества — одна из центральных идей в ЕСМ, задача, решение которой проходит не просто и не быстро в сегодняшней ситуации. В этой связи нельзя не упомянуть папские энциклики, где папа Иоанн Павел II напоминает «об общем предназначении земных благ» и социальной ответственности за построение справедливого общества.

Идеи построения «Европы граждан», заложенные в ЕСМ и предполагающие взаимопонимание и сотрудничество всех составляющих общества, в определенной мере перекликаются с критической тональностью ряда социальных теологов, когда речь идет о некоторых аспектах капиталистической системы и необходимости особого внимания к рабочему движению. И если в «Рерум новарум» говорилось о «рабочем вопросе», то папа Иоанн Павел II говорит уже о «конфликте между капиталом и трудом».

Церковь признает законность уважения достоинства трудящихся, их требования участия в жизни предприятий, деятельность «объединенного движения трудящихся». Не случайно практически во всех странах Европы есть христианские профсоюзы и христианско-демократические партии. ЕСМ, оценивая значимость политики социального партнерства, считается с профсоюзами как официально признанными социальными партнерами (принимающими участие в принятии решений в социальной области).

Характерно, что Церковь признает неизбежным возникновение социальных конфликтов и заявляет, что не намерена их осуждать, независимо от формы. В апостольском послании «Октогезима адвениенс» (1971) признается право на забастовку, хотя последняя и рассматривается как крайнее средство борьбы.

В Социальных хартиях закреплено право трудящихся на защиту своих интересов и оговорены обязанности капитала и государства. Однако и католическая доктрина, и официальные документы европейских стран и ЕС в качестве единственно приемлемого видят путь поступательного развития на основе достигнутой договоренности, разумного компромисса, когда «не ущемляется свобода и достоинство человеческого труда» — это уже слова из католической социальной доктрины, которые звучат в унисон с содержанием ЕСМ. Уместно вспомнить здесь и апостольское послание папы Иоанна Павла II (1996), где содержится призыв «содействовать утверждению справедливости в социальной области».

Совпадений и созвучий много. Однако Церковь является религиозным институтом, и как бы ни была она озабочена построением социально справедливого общества, не предлагает конкретную модель такого общества, оставляя эту функцию для светских сил.

Однако мы вправе говорить о воздействии социальных идей Церкви на современную социальную политику. Уже отмечалась способность христианских мыслителей реагировать на изменения , происходящие в мире. В свою очередь и ЕСМ, несущая в себе основные принципы социальной доктрины Церкви, трансформируется, отвечая на вызовы XXI в.

Мое выступление опиралось в основном на пример католической социальной доктрины, которая является наиболее разработанной и которая реально оказала влияние на формирование действующей ЕСМ. Отрадно, что и Православная Церковь активно работает над созданием стройного, отвечающего требованиям времени социального учения. Это поможет миру увереннее развиваться, оставляя в центре внимания человека. И особенно важно это для России, находящейся на перепутье и в поисках, где еще не существует четкой социальной политики, хотя над ее концепцией уже работают государственные структуры, научные силы, представители массовых организаций.

© Каргалова М.В., 2000

Приветственное выступление президента Российской академии наук Ю.С. Осипова

Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

А.П. Тупикин
Приветствие Министерства культуры Российской Федерации участникам конференции

Н.А. Платэ
Слово перед вручением диплома почетного профессора Российской академии наук Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II

Обращение президента Российской академии наук академика Ю.С. Осипова к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II

Ответное слово Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Алексия II

В.А. Садовничий
Поздравительное приветствие Московского государственного университета Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет
Христианство и культура на пороге третьего тысячелетия

Митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий
Церковь, государство и гражданское общество на пороге третьего тысячелетия

Протоиерей Владислав Цыпин
Взаимоотношения Церкви и государства. Канонические принципы и историческая действительность

Н.В. Синицына
Симфония священства и царства

С.Л. Фирсов
Синодальная модель церковно-госу-
дарственных взаимоотношений

А.В. Щипков
Церковно-общест-
венные отношения и проблемы государственного регулирования

Г.А. Михайлов
Государство и Церковь в постсоветский период

Протоиерей Борис Пивоваров
Церковь и консолидация гражданского общества

R. Minnerath
The Experience of the Catholic Church in Structuring its Relationship with States in the XX Century

Р. Миннера
Опыт Католической Церкви в построении взаимоотношений с государством в XX веке (перевод на русский язык)

Митрополит Солнечногорский Сергий
Социальное служение — долг Церкви, обязанность государства, призвание человека

Н.Н. Поташинская
О современной концепции социальной деятельности Католической Церкви

М.В. Каргалова
Христианские истоки европейской социальной модели

Б.К. Кнорре
Конфессионально ориентированное образование в светском обществе

Н.Ю. Степанов
Православные основы системы образования русского зарубежья в 1920–1930-е годы

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий
О Синодальной комиссии Русской Православной Церкви по канонизации святых

Протоиерей Валентин Асмус
Принципы богословского подхода к истории

М.С. Иванов
Сравнение научно-исторического, философского и богословского подходов к истории

Архимандрит Платон (Игумнов)
Христианство на пороге XXI века

Р.А. Лопаткин
Конфессиональный портрет страны

З.И. Пейкова
Отношение к Церкви в России и других странах

Ю.В. Ушакова
Религиозная ситуация: начало XX — канун XXI века

М.П. Мчедлов
Новый тип верующего на пороге третьего тысячелетия

Священник Сергий Широков
Основы современной миссиологической науки и развитие миссионерских исследований

О.В. Шаталов
Теоретические аспекты развития отечественной миссиологии

О.Ю. Васильева
Проблемы прозелитизма в России конца ХХ века

Архимандрит Макарий (Веретенников)
Всероссийский митрополит Макарий и проблемы современной церковно-истори-
ческой науки

С.Л. Фирсов
Актуальные вопросы изучения истории синодального периода Русской Православной Церкви

А.И. Алексеев
К характеристике русских архиереев в первой половине XVIII века (постановка проблемы)

А.В. Журавский
Актуальные и перспективные направления изучения русской церковной истории XX века

Приветствия,
направленные в адрес конференции