| М.В. Каргалова Марина
         Викторовна Каргалова, доктор
         исторических наук, Институт
         Европы РАН
 Социальные проблемы
         всегда оказывали воздействие на
         систему экономических, политических,
         правовых, нравственных отношений в
         обществе, определяли в значительной
         мере характер и темпы его развития.
         Признавая эту роль социального
         измерения (которая многократно
         возросла в последние десятилетия),
         ведущие государства мира и новые
         образования, такие как Европейский
         Союз (ЕС), крупнейшее региональное и
         наиболее продвинутое наднациональное
         объединение, создают свои социальные
         модели. Сегодня мы вправе говорить о
         существовании европейской социальной
         модели (ЕСМ), в соответствии с которой
         развертываются интеграционные
         процессы на нашем континенте и которая
         пока наиболее полное воплощение
         получила лишь в западноевропейских
         странах. Тем не менее будущее и юго-восточной
         Европы, и России как части Европы
         неразрывно связано с достижением
         соответствия этой модели. На рубеже тысячелетий
         человечество стоит перед проблемой
         регулирования социальных последствий
         глобализации, экономических
         трансформаций, технологических
         инноваций, необходимостью достижения
         социальной безопасности (решения
         проблемы занятости и социального
         отторжения, обеспечения основных прав
         и свобод человека). В связи с этим
         общество нуждается в моделях как
         экономического развития (Кейнс, Эрхард),
         так и социального. Исторические и культурные
         традиции европейских государств
         сделали возможной разработку на
         основе консенсуса так называемой ЕСМ,
         в основу которой положен принцип
         совмещения экономической
         эффективности и социальной
         солидарности, а также учет вызовов
         времени. Европейская социальная
         модель предполагает сбалансированное
         соотношение между созданием богатства,
         свободой и социальной справедливостью.
         Относительно высокий уровень
         социальной защищенности в Европе
         общепризнан. Однако эта система не
         ограждена от внешних влияний и
         процессов, происходящих в мире. Задача
         состоит в том, чтобы одновременно
         сохранять традиционные ценности и
         отражать новые общественные
         потребности. В сущности, такая модель —
         это некий социальный идеал будущего, к
         которому следует стремиться, опираясь
         на социальную идею, воплотившую в себе
         традиционные ценности европейской
         цивилизации, социальной доктрины
         христианства и совокупность конечных
         целей социального развития. При этом
         социальная модель — это не застывшая
         раз и навсегда схема. Она непрерывно
         совершенствуется и дополняется,
         отражая изменения, происходящие в
         обществе, пользуясь в том числе
         наработками и постулатами
         христианства. ЕСМ созревала длительное
         время и была обусловлена
         особенностями европейского
         капитализма, который в отличие от
         американского (либерального) и
         японского (патерналистского) получил
         название солидарного. Европу до сих
         пор упрекают в том, что она слишком
         много внимания уделяет решению
         социальных проблем и правам человека,
         нанося этим ущерб экономическому
         росту и конкурентоспособности на
         мировом рынке. Социальную политику
         даже называют «болезнью Европы».
         Однако такое внимание к обеспечению
         социально-комфортной экологии для
         человека обусловлено многовековой
         историей и христианскими традициями
         Европы. Именно христианство стало
         основой, на которой родилась и выросла
         европейская цивилизация. Христианские
         конфессии — католицизм, Православие и
         протестантизм — внесли неоспоримый
         вклад в формирование европейских
         государств, а социальная доктрина
         Церкви повлияла на создание систем
         социальной защиты и самой ЕСМ,
         самобытность которой признана всем
         миром. Феномен приоритета духовных
         начал европеизма позволил утвердиться
         представлению о Европе как о регионе,
         породившем особый вид цивилизации, где
         отношение к человеку, его правам и
         благосостоянию было неразрывно
         связано с экономическим развитием и
         политическими переменами. Еще со
         времен средневековья Церковь была
         интегрирующим фактором, сумев слить
         воедино силу своей организации и
         религию как форму общественного
         сознания. Если христианские идеи о
         социальной справедливости, месте
         человека в мире и соблюдении его прав
         развивались и обосновывались на
         протяжении веков, то в последнее
         столетие Церковь стала призывать к
         активному включению в обсуждение
         острых проблем современного мира. Это
         вылилось в создание в 1948 г. Всемирного
         совета церквей и появление целого ряда
         документов — энциклики папы Иоанна XXIII
         «Пасем ин террис» (1963), социальной
         энциклики папы Иоанна Павла II, нового
         катехизиса (1992). Христианские
         демократы после второй мировой войны
         выступили инициаторами сближения
         европейских государств и дали мощный
         толчок процессу интеграции.
         Достаточно вспомнить имена Ж. Монне, А.
         де Гаспери, Р. Шумана. На сегодняшний день именно
         католицизм располагает наиболее
         разработанной социальной доктриной, и
         не случайно именно на ее основе
         удалось создать стройную и наиболее
         совершенную социальную модель в
         Западной Европе, где католицизм
         занимает прочные позиции, издавна
         играл заметную роль в светских сферах,
         связанных с деятельностью государств.
         Имелся там и опыт взаимодействия с
         другими ветвями христианства —
         протестантизмом и Православием. Социальная доктрина
         католицизма является исторической
         категорией и уходит корнями в далекое
         прошлое. Основы социального учения
         заложены Фомой Аквинским и Франциском
         Ассизским (ХIII в.). Программой
         обновления социально-политической
         деятельности католицизма стала
         энциклика папы Льва XIII «Рерум новарум»
         (1891). В XX в., когда обозначилось
         противостояние двух миров (мировые
         войны, холодная война, разделение
         континента на два идеологических
         лагеря), Церковь, оценивая ситуацию,
         стремилась помешать всеобщей
         катастрофе. Достаточно упомянуть
         энциклики папы-реформатора Иоанна XXIII
         (1958–1963), папы Павла IV (1963–1978),
         подчеркивающие значение социального
         учения Церкви. Огромный вклад внес в
         развитие социальной доктрины
         католицизма папа Иоанн Павел II:
         энциклики «Диверс ин мизерикордиа» (Бог,
         богатый милосердием), «Лаборем
         эксерценс» (Совершая труд), «Соллицитудо
         реи социалис» (Забота о социальной
         действительности), «Фидес эт ратио» (Вера
         и разум) и др., а также многие
         выступления о «всемирно историческом
         значении социальных вопросов». Какие же принципы,
         положенные в основу современной
         социальной доктрины католицизма,
         нашли отражение в сегодняшней ЕСМ? 1. Всеобъемлющий характер, т.е.
         охват всех сторон человеческого бытия
         на всем земном пространстве, которые
         касаются как отдельного человека, так
         и мирового сообщества в целом. ЕСМ
         значительно расширила сферу действий
         социальной политики и подчеркнула
         роль социального измерения в
         интегрирующейся Европе. 2. Способность к постоянному
         обновлению, поскольку социальная
         доктрина Церкви — это не застывшая
         догма, а обновляющееся учение,
         отвечающее требованиям времени. 3. Содержание должно
         соответствовать интересам
         подавляющего большинства людей, что
         позволит избежать протестов и
         конфронтаций, т.е. соблюдение
         социальной справедливости. ЕСМ
         предполагает отражение интересов
         разных социальных групп и слоев
         общества (иными словами, соблюдения
         прав человека). Это тот же принцип
         социальной справедливости. Рядом
         стоит и принцип компромиссного
         решения социальных споров и
         эволюционного, а не революционного
         пути развития общества. Этим принципом
         руководствуются многие
         западноевропейские государства. 4. Призыв Церкви к
         общечеловеческой солидарности в ЕСМ
         трансформировался в задачу проведения
         политики социальной солидарности и
         социального сплочения, преодоления
         феноменов социального отторжения,
         маргинализации. Глобальные изменения в мире
         на рубеже тысячелетий заставили по-новому
         смотреть на проблему человека и
         понятие гуманизма в социальном
         преломлении. Еще решения Ватиканского
         Собора (1962–1965) были важным этапом
         модернизации католического учения о
         человеке. В социальном плане
         подчеркивалась этическая роль труда и
         трудовой деятельности как инструмента
         переустройства общества на
         справедливой основе, отмечалась
         необходимость борьбы с социальным
         отчуждением, за превращение человека в
         активного субъекта общественной и
         производственной жизни. Новым
         моментом социальной доктрины
         католицизма стала защита прав
         человека, в том числе поддержка
         деятельности международных, начиная с
         ООН, и массовых общественных
         организаций. В ЕСМ, в частности в
         европейской социальной хартии Совета
         Европы и Хартии основных социальных
         прав трудящихся европейских сообществ,
         содержится перечень фундаментальных
         социальных прав, которые надлежит
         обеспечить каждому человеку. Понятие «демократия» как в
         широком, так и в узком смысле (экономическая
         демократия, участие трудящихся в
         управлении производством) —
         неотъемлемая часть ЕСМ — также
         появилось в социальных документах
         католицизма. Очень важным моментом в
         социальной доктрине католицизма
         являются положения, касающиеся
         социального устройства современного
         общества: осуждение общества
         потребления, ориентации на
         материальные потребности,
         несправедливого распределения
         общественного богатства, отсутствия
         должного уровня духовности. В связи с
         этим появляется понятие социальной
         ответственности. Мера социальной
         ответственности государств, партий,
         каждого человека за развитие общества
         — одна из центральных идей в ЕСМ,
         задача, решение которой проходит не
         просто и не быстро в сегодняшней
         ситуации. В этой связи нельзя не
         упомянуть папские энциклики, где папа
         Иоанн Павел II напоминает «об общем
         предназначении земных благ» и
         социальной ответственности за
         построение справедливого общества. Идеи построения «Европы
         граждан», заложенные в ЕСМ и
         предполагающие взаимопонимание и
         сотрудничество всех составляющих
         общества, в определенной мере
         перекликаются с критической
         тональностью ряда социальных теологов,
         когда речь идет о некоторых аспектах
         капиталистической системы и
         необходимости особого внимания к
         рабочему движению. И если в «Рерум
         новарум» говорилось о «рабочем
         вопросе», то папа Иоанн Павел II говорит
         уже о «конфликте между капиталом и
         трудом». Церковь признает законность
         уважения достоинства трудящихся, их
         требования участия в жизни
         предприятий, деятельность «объединенного
         движения трудящихся». Не случайно
         практически во всех странах Европы
         есть христианские профсоюзы и
         христианско-демократические партии.
         ЕСМ, оценивая значимость политики
         социального партнерства, считается с
         профсоюзами как официально
         признанными социальными партнерами (принимающими
         участие в принятии решений в
         социальной области). Характерно, что Церковь
         признает неизбежным возникновение
         социальных конфликтов и заявляет, что
         не намерена их осуждать, независимо от
         формы. В апостольском послании «Октогезима
         адвениенс» (1971) признается право на
         забастовку, хотя последняя и
         рассматривается как крайнее средство
         борьбы. В Социальных хартиях
         закреплено право трудящихся на защиту
         своих интересов и оговорены
         обязанности капитала и государства.
         Однако и католическая доктрина, и
         официальные документы европейских
         стран и ЕС в качестве единственно
         приемлемого видят путь
         поступательного развития на основе
         достигнутой договоренности, разумного
         компромисса, когда «не ущемляется
         свобода и достоинство человеческого
         труда» — это уже слова из католической
         социальной доктрины, которые звучат в
         унисон с содержанием ЕСМ. Уместно
         вспомнить здесь и апостольское
         послание папы Иоанна Павла II (1996), где
         содержится призыв «содействовать
         утверждению справедливости в
         социальной области». Совпадений и созвучий много.
         Однако Церковь является религиозным
         институтом, и как бы ни была она
         озабочена построением социально
         справедливого общества, не предлагает
         конкретную модель такого общества,
         оставляя эту функцию для светских сил. Однако мы вправе говорить о
         воздействии социальных идей Церкви на
         современную социальную политику. Уже
         отмечалась способность христианских
         мыслителей реагировать на изменения ,
         происходящие в мире. В свою очередь и
         ЕСМ, несущая в себе основные принципы
         социальной доктрины Церкви,
         трансформируется, отвечая на вызовы XXI в. Мое выступление опиралось в
         основном на пример католической
         социальной доктрины, которая является
         наиболее разработанной и которая
         реально оказала влияние на
         формирование действующей ЕСМ. Отрадно,
         что и Православная Церковь активно
         работает над созданием стройного,
         отвечающего требованиям времени
         социального учения. Это поможет миру
         увереннее развиваться, оставляя в
         центре внимания человека. И особенно
         важно это для России, находящейся на
         перепутье и в поисках, где еще не
         существует четкой социальной политики,
         хотя над ее концепцией уже работают
         государственные структуры, научные
         силы, представители массовых
         организаций.
           |