| М.П. Мчедлов Михаил Петрович
         Мчедлов, доктор философских наук,
         Центр «Религии мира в
         современном обществе»
 Формирование в определенную
         эпоху нового типа верующего — сложный
         эволюционный процесс, на который
         воздействуют различные факторы —
         духовного, культурного, исторического,
         социально-политического и иного
         характера. Поэтому здесь нужен
         разносторонний анализ многих
         компонентов, обусловливающих
         постепенное становление новых качеств,
         присущих большинству верующих. Среди
         них и особенности общества, истории
         страны, ее духовно-культурных традиций,
         и специфики данной религии, и
         характеристики современной
         социальной атмосферы в обществе и т.д.
         В данном случае затронем лишь
         некоторые вопросы, связанные с
         характеристиками по преимуществу
         православных верующих в России на
         пороге нового тысячелетия. Размышлять о становлении
         новых качеств верующих позволяют
         материалы нашего ежеквартального
         мониторинга о состоянии массового
         сознания в России, проводимого в
         Российском независимом институте
         социальных и национальных проблем на
         протяжении ряда последних лет. Это
         общероссийское репрезентативное
         социологическое исследование (около
         2000 респондентов) регулярно проводится
         в 12 территориально-экономических
         районах РФ (согласно районированию
         Госкомстата России), а также в Москве и
         Санкт-Петербурге по квотной выборке с
         соблюдением общероссийских
         параметров квот по полу, возрасту,
         национально-этническому составу и
         социально-профессиональной
         принадлежности. В настоящей статье
         опираемся в основном на результаты
         опроса, проведенного весной 2000 г., при
         котором по методу индивидуального
         стандартизированного интервью было
         опрошено 2050 респондентов от 18 лет и
         старше. Маленькое, но полезное
         отступление. Особенности духовного
         мира России ощутимо выявляются при
         сравнении с духовной культурой иных
         обществ. Сошлемся в этой связи на
         результаты сравнительного
         исследования нравственных и
         социальных предпочтений населения
         России и Германии, которое
         одновременно и по общей анкете было
         проведено также весной 2000 г. Ответы на
         вопрос «Какие из слов (понятий)
         вызывают у Вас скорее положительные
         чувства, а какие — скорее
         отрицательные?» выявили, разумеется,
         много общего (например, отношение к
         идеалам, свободе, родине, конкуренции и
         др.), но немало и различного. В данном
         случае остановимся на различиях,
         которые и раскрывают во многом
         особенности духовного мира нашего
         общества. В России по сравнению с
         Германией у значительно большего
         числа респондентов вызывают
         положительные эмоции такие понятия,
         как «коллективный» (73 и 32 %), «братство»
         (89,1 и 73 %), «военный» (80,2 и 25 %), «власть»
         (44,1 и 18 %), «душа» (96,7 и 78 %), «вера» (93,5 и 57
         %), «традиция» (96,6 и 72 %), «совесть» (96,1 и 78
         %), «национальные чувства» (89,6 и 61 %) и др.
         (Соответственно обратные результаты
         наблюдаются в ответах по поводу
         отрицательных эмоций.) Конечно, подобные
         показатели нуждаются в многосторонних
         пояснениях относительно культурных,
         духовных и социально-исторических
         традиций развития Германии и России (что
         не входит в замысел статьи), но уже при
         первом, пусть даже беглом рассмотрении
         раскрывается ряд существенных
         особенностей духовного мира россиян,
         их нравственных и социальных
         предпочтений, соборного мироощущения. Так, подтверждается не раз
         подчеркиваемая исследователями
         истина, что российское общество на
         протяжении истории, в том числе в
         минувшем веке, выделяется тем, что
         здесь значительную роль во многих
         сферах личной и общественной жизни
         неизменно играют традиционные факторы.
         На приверженности основных групп
         населения традиционным
         мировоззренческим и социальным
         ценностям мало влияли имевшие место
         смены общественно-экономических
         систем, политических режимов, как и
         провозглашаемые в последние
         десятилетия XX в. новые общественно-идеологические
         парадигмы развития. При любом —
         монархическом или коллективистском,
         тоталитарном или либеральном — строе
         ощутимо проявляется действие ряда
         константов, определяющих
         цивилизационный облик России. Среди
         них важнейшая роль принадлежит
         религии, в первую очередь Православной
         Церкви — наиболее многочисленной и
         прочно укоренившейся в разных слоях
         общества (православными, согласно
         нашим исследованиям, являются три
         четверти верующих России,
         составляющих, в свою очередь, почти
         половину населения). В сохранении
         традиционных ценностей роль
         Православия тем более ощутима, что
         сама восточная ветвь христианства по
         сравнению с западными его
         направлениями менее подвержена
         эволюции. Это обстоятельство
         способствует консервации
         традиционных ценностей в быту, обычаях,
         общественном поведении, хозяйственной
         этике, культурных и социальных
         ориентациях. Разумеется, в каждую эпоху
         отмеченной тенденции свойственны свои
         нюансы и особенности. Проведенное
         исследование помогает раскрыть
         специфику воздействия религиозного
         фактора именно в современных условиях
         на сознание, намерения, ожидания,
         социальное поведение россиян, их
         верующей части. Понять особенности сознания
         и поведения верующих в России на стыке
         ХХ–XXI вв. возможно лишь на фоне того
         сложного культурного и политико-правового
         процесса в жизни российского общества
         последнего десятилетия, которое
         принято называть религиозным
         возрождением. Речь, как известно, идет
         об освобождении общества от
         вульгарных, уничижительных
         представлений о религии. Политические
         и правовые перемены в стране,
         ликвидация существовавшего на
         протяжении десятилетий
         административных и нравственных
         притеснений верующих, принятие
         прогрессивного законодательства о
         свободе совести позволили религиозным
         организациям выйти из подневольного
         состояния, а верующим свободно, без
         боязни исповедовать свою веру. Однако этот процесс, что
         подтвердило и данное исследование,
         чрезвычайно противоречив, что
         отмечается во многих явлениях, в
         наличии разных тенденций. С одной стороны, наблюдается
         рост религиозности (46,9 % респондентов
         заявляет о своей вере в Бога, что почти
         в четыре раза больше по сравнению с
         данными конца 70-х гг. XX в.) и ослабление
         позиции сознательного безверия (лишь
         10,3 % не верят ни в какие
         сверхъестественные силы, что почти в 2,5
         раза ниже, чем в конце 70-х гг.), что
         проявляется в резком возрастании в
         общественном сознании престижа
         конфессиональных организаций,
         действующих в стране, возникновении
         религиозных общественных движений, в
         тяге к религии прежде равнодушных к
         ней людей. Активно осуществляется
         свободная, все расширяющаяся
         деятельность Церкви в самых разных
         сферах: и в собственно религиозной, и в
         области образования, культуры,
         милосердно-благотворительной,
         хозяйственно-предпринимательской. Вместе с тем, с другой
         стороны, позитивный процесс понимания
         религии как элемента культуры,
         носительницы общечеловеческих
         ценностей сопровождается рядом
         издержек. Взять хотя бы вопрос о
         характере, глубине религиозности. Для
         многих людей характерно обращение к
         нетрадиционным для страны, в том числе
         самым экзотическим, культам, к
         различным сверхъестественным силам (веруют
         не в личностного Бога, а в некую
         сверхъестественную силу 15,7 %),
         новоявленным гуру. Части верующих
         свойственны такие характеристики,
         которые противоречат самому исходному
         представлению о религии (вера в
         приметы — 25,9 %, в НЛО — 8,3, в колдовство,
         магию — 11,5 %). Религиозное
         мировоззрение у значительной части
         верующих, особенно тех, кто склонен,
         следуя своеобразной «моде», к внешней,
         показной религиозности, отличается во
         многом размытостью, неопределенностью,
         отсутствием ясного содержания. Именно
         подобные черты свидетельствуют о
         сложности и неоднозначности процесса
         религиозного возрождения. Говоря о религиозной
         самоидентификации респондентов,
         следует учитывать такой парадокс:
         довольно серьезное несовпадение
         общего числа верующих (46,9 %) с общим
         количеством приверженцев конкретных
         конфессий (69,5 %). Здесь сказывается
         значительная роль традиций в
         ментальности россиян. Хотя при
         мировоззренческой самоидентификации
         часть респондентов не считает себя
         верующими, но в то же время в ответах на
         другие вопросы они относят себя к
         приверженцам тех или иных, чаще всего
         традиционных конфессий. Подобное
         явление объясняется идентификацией
         ими «Православия» или «ислама» с
         национальным образом жизни, с той
         культурой, типом цивилизации,
         принадлежность к которым для данных
         респондентов естественна. Это явление
         фиксировалось и в других наших
         исследованиях применительно по всем
         регионам (например, более 60 % среди
         неверующих горожан считают, что
         религия необходима для сохранения
         национального самосознания) и служит
         основой процесса конфессионализации
         этнополитических течений, в том числе
         радикальных националистических
         сепаратистских движений, весьма
         серьезно дающих о себе знать в
         последнее время. Показательно, что столь же
         непоследовательны ответы людей,
         относящих себя к неверующим (37,6 %). Их
         число значительно превалирует над
         числом тех, кто не верит ни в какие
         сверхъестественные силы и явления (10,3
         %). Среди них оказались и те, кто верит в
         черта (1,6 %), приметы (14,7 %), в некую
         сверхъестественную силу (13,2 %), в
         загробную жизнь (2,8 %), колдовство и
         магию (3,4 %), в переселение душ (2,4 %) и т.д. Налицо противоречивый,
         нецельный характер мировоззренческих
         взглядов неверующих. Их воззрения, так
         же как и верующих, отличаются во многом
         размытостью, отсутствием однозначного
         содержания. Все это еще раз
         подтверждает то обстоятельство, что у
         основной массы россиян,
         безотносительно от того, верующие они
         или неверующие, в собственно
         мировоззренческих взглядах
         наблюдается немало мистических
         архаичных представлений, языческих
         традиций. Поддержанию традиций в быту,
         поведении, мировоззрении верующих
         россиян способствуют и их социально-демографические
         особенности, в первую очередь
         гендерные. Так, наблюдается
         преобладание женщин среди религиозной
         части опрошенных и, наоборот, мужчин
         среди нерелигиозной. Среди верующих в
         Бога 41 % мужчин (православных — 40,2,
         мусульман — 48,3) и 59 % женщин (православных
         — 59,8, мусульман — 51,7), а среди
         неверующих 62,8 % мужчин и 37,2 % женщин.
         Преобладание женщин среди верующей
         части респондентов является
         традиционным и связано не только с их
         психологическими особенностями (более
         консервативная приверженность
         традициям, что выражается, например, в
         большей готовности отправлять обряды
         и праздновать народные, принявшие
         религиозную форму праздники), но и
         фактическим социальным неравенством
         женщины в обществе, подталкивающим ее
         к поискам поддержки
         сверхъестественных сил. Значительная часть верующих,
         как и неверующих, придерживается
         традиционных патриархальных взглядов
         в сфере семейных отношений, выступая
         за уважение к старшим в семье,
         главенство в ней мужчины (православные
         — 21,8 %, мусульмане — 51,7, неверующие
         — 20,7 %). Подобное понимание главенства
         в семье мало колеблют материальные и
         рациональные соображения — величина
         вклада в семейный бюджет, вносимого
         тем или иным членом семьи (верующих 3,5 %,
         неверующих 3,9 %), признание за ним
         способности лучше ориентироваться в
         современной ситуации и принимать
         самые правильные с точки зрения
         интересов семьи решения (соответственно
         25,4 и 27,9 %). В современной России
         отсутствие у многих верующих цельного,
         внутренне непротиворечивого
         религиозного мировоззрения
         сочетается с повышением роли религии в
         разных сферах личной и общественной
         жизни. Здесь следует учесть
         воздействие ряда факторов. Так,
         исследование показало необходимость
         отказа от существовавшего еще недавно
         стереотипа о том, что верующие в своем
         большинстве — это политически
         инертная и социально пассивная масса
         пенсионеров и домохозяек, далекая от
         проблем, волнующих общество,
         избегающих политической активности. К
         началу XXI в. сформировался новый тип
         верующего, молодого и среднего
         возраста (около 80 % от общего числа
         верующих), со средним и высшим
         образованием (85 %), участвующего в
         общественном производстве (рабочих —
         27,8 %, ИТР — 5,3, гуманитарная
         интеллигенция — 3,6, работники
         государственной торговли, сферы услуг,
         транспорта, связи — 4,8, служащие — 4,5,
         предприниматели — 2,7, жители села — 25,2,
         военнослужащие и сотрудники МВД — 2,4,
         пенсионеры городские — 17,4, студенты —
         2,8, безработные — 3,5 %). В соответствии с
         требованием нашего времени свой
         образовательный уровень верующие, как
         и все население, повышают, используя
         современную информационную технику и
         специализированные информационные
         услуги. Немногим уступая неверующим
         респондентам в пользовании Интернетом
         (соответственно 4,8 и 8,6 %), персональным
         компьютером (13,5 и 19,6 %), владении
         сотовым телефоном (2,1 и 3,7 %) и пейджером
         (2 и 3 %), верующие несколько превосходят
         их в систематическом обращении к
         услугам консультативных агентств,
         информационных и культурных центров
         (9,6 и 3,6 %) и одинаково регулярно
         пользуются статистическими
         материалами, коммерческой информацией
         (по 5,8 %). Анализ социально-экономической
         и идейно-политической ориентации
         современных верующих показывает, что
         их оценки положения, сложившегося в
         России, особенно хода и характера
         проводимых реформ, деятельности
         политических движений и лидеров,
         понимание перспектив общественного
         развития страны в XXI в., совпадают в
         целом с позициями неверующих. Но при
         общей схожести позиций улавливается,
         пусть не очень ощутимо выраженная,
         тенденция: верующие, руководствуясь
         религиозно-нравственными критериями,
         дают относительно жесткую оценку
         негативным нравственным и социальным
         явлениям, настороженнее относятся к
         непродуманным социальным
         импровизациям, подражательным
         общественно-экономическим
         преобразованиям. Для современной российской
         действительности характерно и то, что
         сторонниками конфессиональной «социальной
         доктрины» оказываются и немало
         неверующих. Данное обстоятельство
         объясняется тем, что нынешняя
         обстановка общественной неразберихи,
         ухудшение экономического и
         экологического положения,
         политическая нестабильность,
         межэтнические конфликты породили у
         значительной части россиян устойчивое
         недоверие к заявлениям и обещаниям
         светских политиков, заставляя их в
         поисках надежных социальных
         ориентиров обращаться к авторитету
         религии и Церкви, проповедующих
         проверенные веками гуманистические
         принципы человеческого общежития. Не
         случайно один из главных уроков,
         который должна извлечь Россия из
         практики реформ и исторического опыта
         XX в., значительная часть респондентов
         (26 %) видит в том, что нельзя жить без
         веры в Бога. Самым трагичным событием в
         российской (советской) истории XX в.
         немало респондентов назвало борьбу с
         религией (14 %). Своим предпочтением в
         сфере духовной жизни многие склонны
         считать посещение церкви, чтение
         религиозной литературы (это нравится
         34,5 % респондентов, не очень нравится —
         41,2 %, а не нравится — только 24,3 %). Образовавшийся в России
         идейный вакуум после отказа от тех
         идеалов и ценностей, которыми три
         четверти XX в. руководствовалось
         общество, все еще не удается заполнить
         сколько-нибудь целостной системой
         идей и ценностей светского характера,
         понятной народу и принятой им,
         способной увлечь и обнадежить людей. В
         этих условиях многие связывают свои
         надежды с традиционными религиозными
         организациями, видя в них силу,
         призванную способствовать решению в
         патриотическом духе стоящих перед
         обществом задач. Дает о себе знать и
         историческая память народа,
         запечатлевшая патриотическую
         деятельность Церкви в прошлые
         кризисные и переломные периоды (формирование
         Российского государства, освобождение
         от монгольского ига, первая и вторая
         Отечественные войны). Показательно,
         что респонденты подходят к оценке
         социальной роли Церкви весьма
         осознанно, конкретно-исторически. В
         ответах на вопрос «Какие социальные
         силы, общественные и государственные
         институты играли наиболее важную роль
         в жизни России в XX в. и какие должны
         сыграть эту роль в XXI в.?» разница в
         оценке социальной значимости роли
         Церкви в минувшем и наступающем веке
         выросла в четыре раза (соответственно
         2,9 и 11,6 %), что, как известно,
         соответствует историческим реалиям. Говоря о моральном и
         социальном авторитете Церкви, важно
         обратить внимание и на другую
         тенденцию. Респонденты, в том числе
         верующие, отвергают вероятность
         клерикальной модели развития общества.
         Так, ее православный вариант,
         солидарно отвергнутый мусульманами и
         неверующими, получил поддержку лишь у
         8,2 % православных. Вероятность, что в XXI
         в. Россия постепенно будет становиться
         мусульманской страной, сочли
         возможной 7,8 % православных, 20,7 %
         мусульман и 11,7 % неверующих. Сочли
         невозможной такую вероятность — 31,0 %
         православных, 46,6 % мусульман и 34,2 %
         неверующих, а совершенно невероятной
         — 61,2 % православных, 32,8 % мусульман и 54,1 %
         неверующих. В оценке основных
         исторических периодов, пережитых
         Россией в минувшем веке, разнообразных
         бурь и потрясений, выпавших на долю
         нашей страны, позиции верующих в целом
         совпадают с данными всей выборки. Они
         отвергают как крайне оптимистические
         представления о том, что XX в. дал России
         больше, чем какой-либо другой, будучи
         временем великих свершений (соответственно
         13,4 и 14,3 %), так и крайне
         пессимистическую трактовку как самого
         неудачного и тяжелого века в
         российской истории (13,3 и 13,2 %). Основная
         масса респондентов — верующих и
         неверующих — придерживается более
         реалистичной оценки. Они полагают, что
         XX в. был для России временем
         трагических противоречий, временем
         невиданных достижений, но и огромных
         потерь (66,1 и 65,1 %). Специфика социально-политических
         ориентаций верующих, их видение
         взаимоотношения личности и
         государства, индивида и коллектива,
         поощряемого и осуждаемого в действиях
         существующей власти, наглядно
         проявляется в ответах на конкретные
         вопросы социально-политического
         характера. Они позволяют вычленить
         типологические черты общественно-политического
         образа современного российского
         верующего. Особо следует подчеркнуть,
         что среди верующих преобладают
         государственнические взгляды, идеи
         приоритета Державы, коллективистские,
         соборные представления. Верующие, почти в той же мере
         как и неверующие, выступают за то,
         чтобы природные богатства страны
         принадлежали государству (соответственно
         42,3 и 39,6 %), среди них мало выступающих за
         то, чтобы природные богатства
         принадлежали тем, кто непосредственно
         работает с ними или добывает их (7,0 и 8,4
         %), а тем более тому, кто стал их
         собственником в результате реформ
         последних лет (1,4 и 2,1 %). Показательными оказались и
         ответы на вопрос о приоритетности
         интересов для респондентов при
         решении серьезных вопросов.
         Относительно большее значение для
         верующих, по сравнению с неверующими,
         имеют интересы коллектива, который
         данное решение непосредственно
         затрагивает (соответственно 6,7 и 5,3 %).
         Эта тенденция более весомо
         проявляется, когда речь идет об
         интересах своей семьи (62,8 и 53,9 %). Меньше
         свойственны верующим, чем неверующим,
         индивидуалистические представления и
         побуждения. Руководствоваться своими
         собственными интересами при решении
         серьезных вопросов готовы 20,0 %
         верующих (против 27,7 % неверующих)
         респондентов. Для идейно-политических
         ориентаций верующих характерны
         коллективистские представления,
         ориентация на существующую власть и
         неприятие либеральных западнических
         идей. Так, среди них чуть больше, чем
         среди неверующих, сторонников
         коммунистической идеи (соответственно
         16,3 и 15,1 %), других левых
         социалистических течений (2,7 и 1,9 %), 13,1 %
         опрошенных верующих готовы
         ориентироваться на ту власть, которая
         есть (среди неверующих 9,6 %).
         Неприятие индивидуалистической
         идеологии, идей либерализма,
         радикальных рыночных реформ,
         сближения с Западом выразилось в том,
         что эти позиции поддержали лишь 3,3 %
         верующих (4,1 % среди неверующих). В современной России
         лакмусовой бумагой для выявления
         идейно-политической ориентации любой
         социальной или мировоззренческой
         группы служит отношение к проводимым
         уже на протяжении 8 лет рыночным
         реформам. В обществе наблюдается
         неоднозначный подход к этим реформам,
         обусловленный не столько
         принципиальным подходом к ним, сколько
         характером их осуществления, их
         негативными социальными
         последствиями. Эта позиция почти в
         равной мере разделяется верующими и
         неверующими. Но и в данном случае
         имеются нюансы. Большинство верующих
         респондентов более жестко, чем
         неверующие, оценивают рыночные
         реформы. Это связано не только с
         социально-экономическим положением
         верующих: их несколько меньше среди
         тех, кто выиграл от реформ (соответственно
         7,7 и 9,2 %) и немного больше среди
         проигравших (55,6 и 51,7 %). Видимо, наряду с
         собственно материальными
         соображениями отношение верующих к
         проводимым рыночным реформам
         определяет ряд особенностей их
         менталитета. Они более склонны к
         консервативным позициям, отвергают
         социальный риск и скоропалительные
         действия, в данном случае
         непродуманные экономические
         эксперименты. Саму идею необходимости
         проведения в России рыночных реформ
         поддерживают 15,2 % верующих
         респондентов (20 % неверующих), и
         наоборот, верующих, хотя и не намного,
         больше среди тех, кто считает «скорее
         всего, такой необходимости не было» (19,5
         и 16,9 %) и «безусловно, начинать такие
         реформы не было необходимости» (13,6 и 11,9
         %). Аналогичная, общая для
         верующих и неверующих, позиция в целом
         выражена в ответах на вопрос о
         необходимости продолжения в России
         осуществления рыночных реформ. Но и
         здесь верующих несколько меньше, чем
         неверующих, среди высказавшихся за
         продолжение реформ в нынешнем виде (3,7
         и 5,2 %). Однако, и это показательно,
         большинство верующих и неверующих
         одинаково поддерживают продолжение
         реформ с изменением форм и методов их
         проведения (58,5 и 58,7 %), одинаковое число
         (хотя почти в четыре раза меньше)
         верующих и неверующих высказались за
         прекращение рыночных реформ (19,9 и 19,0 %). Характерные результаты
         выявились при ответах на вопросы,
         касающиеся политических симпатий
         верующих, их отношения к политическим
         движениям и лидерам и др.
         Несостоятельными оказались бытующие
         представления о социальной
         пассивности, политическом
         индифферентизме верующих. Их активная
         и осознанная сопричастность к
         развернувшимся в стране политическим
         процессам показывает отношение к
         последним выборам в Государственную
         Думу (19 декабря 1999 г.). Среди верующих,
         не участвовавших в выборах почти
         столько же, как среди неверующих (соответственно
         20,0 и 21,6 %), схожая картина среди
         голосовавших против всех (4,1 и 5,2 %). Политические симпатии и
         антипатии у верующих и неверующих
         одинаковы. Значительная часть
         мировоззренческих групп почти равным
         образом голосовали на выборах за «Единство»
         (23 и 21,5 %), КПРФ (19,7 и 20,1 %) и в несколько
         раз меньше за Союз правых сил (8,4 и 7,7 %),
         «Яблоко» (6,5 и 7,2 %), ЛДПР (2,0 и 2,1 %). Аналогичные позиции
         определились и в ответах, касающихся
         президентских выборов 26 марта 2000 г.
         Политическую активность верующих
         показывает то, что их несколько меньше,
         чем неверующих, как среди тех, кто не
         хотел участвовать в выборах (соответственно
         3,5 и 5,0 %), так и среди тех, кто еще
         накануне не решил, как себя повести (25,4
         и 29,5 %). Персональные симпатии по
         поводу возможных кандидатур на пост
         президента России также оказались
         сходными. Готовы были проголосовать за
         В. Путина 39,7 % верующих и 37,6 % неверующих,
         Г. Зюганова (соответственно) 15,3 и 15,8 %, Г.
         Явлинского — 5,0 и 5,9 %, А. Тулеева — 3,9 и
         2,8 %, В. Жириновского — 1,5 и 2,1 %. Для познания ментальности
         российских верующих, живущих в
         многонациональной и
         поликонфессиональной стране, важное
         значение имеют их ориентации в сфере
         национальных отношений, осознание
         значимости своего гражданства,
         понимания роли и места России в мире, в
         том числе в СНГ. Исследования показали
         довольно высокий уровень
         интернационального сознания у
         населения. Подавляющее большинство
         опрошенных (69,4 %), безотносительно к их
         мировоззренческим взглядам, признает,
         что их отношение к окружающим не
         зависит от национальности последних,
         лишь 8,8 % опрошенных признали подобную
         зависимость. Но и в этом вопросе
         проявляется, хотя также в
         незначительной мере, большая
         толерантность респондентов-верующих,
         среди которых отрицающих значение
         национальности во взаимоотношениях
         людей немного больше (71,8 %), чем среди
         неверующих (65,5 %), и меньше
         признающих подобную зависимость (8,1 %),
         чем среди неверующих (10,1 %). Патриотическое
         мироощущение верующих, их
         привязанность и уважение к Родине
         проявляются в том, что значительная их
         часть (70,5 % православных, 56,9 % мусульман,
         64,7 % неверующих) видят себя гражданами
         России и вовсе не склонны соглашаться
         с космополитическими («гражданами
         мира» согласны быть лишь 3,5 %
         православных, 5,2 % мусульман, 5 %
         неверующих) и национально-нигилистическими
         представлениями (соответственно 15,3, 17,2
         и 18,5 %). Державнические,
         ностальгические симпатии верующих в
         относительно большей мере, чем у
         неверующих, проявляются и в отношении
         бывших республик Советского Союза. Так,
         выражают уверенность в расширении
         союза России и Беларуси 41,1 %
         православных, 37,9 % мусульман, 30,2 %
         неверующих; допускают самоликвидацию
         СНГ 9,2 % православных, 6,9 % мусульман, 16,0 %
         неверующих). На международной арене (в
         более широком, чем СНГ, плане) также
         весомо проявляются
         государственнические, патриотические
         позиции верующих. Так, поддерживают
         необходимость восстановления статуса
         России как одной из двух сверхдержав
         30,1 % православных, 20,7 % мусульман, 25,5 %
         неверующих; выразили пожелание, чтобы
         Россия «ушла в себя», поменьше
         занималась мировыми делами и побольше
         своими собственными, 25,2 % православных,
         41,4 % мусульман, 24,3 % неверующих. Определенный ажиотаж в
         религиозно-культурной жизни
         современной России вызывают
         энергичное вторжение в духовную жизнь
         российских граждан зарубежных
         религиозных и псевдорелигиозных
         объединений, обладающих огромными
         финансовыми возможностями, появление
         многих новых религиозных культов и
         движений не только чужеземного —
         западного или восточного, но и
         отечественного происхождения. Их
         активная прозелитическая
         деятельность (правда, не принесшая им,
         как ныне выяснилось, ожидаемых
         результатов), противостояние в ряде
         случаев традиционным для России
         конфессиям, реальные или мнимые
         незаконные действия — все это стало
         предметом широкого обсуждения в
         конфессиональных кругах, светских
         средствах массовой информации, среди
         широкой общественности. В таких
         условиях отношение к новым
         религиозным культам и движениям
         становится показателем толерантности,
         уровня гражданско-правовой культуры,
         преданности традиционной вере. Категорическую
         убежденность в том, что в России могут
         существовать только традиционные
         религии (христианство, ислам, иудаизм,
         буддизм и др.), почти в равной мере
         выразили верующие православные и
         мусульмане (34,6 и 34,5 %). Эту позицию
         разделяют 21,8 % неверующих. Сходный
         удельный вес и у более взвешенной
         позиции, допускающей полное
         равноправие всех религий, за
         исключением сект, которые посягают на
         достоинство, права и свободы личности.
         Этой позиции почти одинаково
         придерживаются 32,7 % православных, 32,8 %
         мусульман и 35,3 % неверующих. Характерно,
         что положение «в России могут
         распространяться любые религии, но
         приоритет должны получить
         традиционные», которое отображено, по
         сути, в той или иной форме в некоторых
         законодательных актах, принятых в
         центре и регионах России, получило
         значительно меньшую поддержку и среди
         верующих (17,9 % православных, 13,8 %
         мусульман), и среди неверующих (15,1 %). Не
         воспринимает абсолютное большинство
         всех мировоззренческих групп
         населения и возможность
         распространения любых религий:
         подобную гипотезу готовы поддержать
         лишь 4,2 % православных, 5,2 % мусульман,
         8,9 % неверующих. Таким образом, при всем
         плюрализме мнений о возможных
         вариантах распространения различных
         религиозных течений, в том числе новых
         культов и движений, преобладающими для
         российского общества являются
         тенденции одновременной поддержки и
         традиции, и терпимости. Такой подход
         можно назвать осмотрительной
         толерантностью. Известно, что одним из
         факторов повышения религиозности в
         современной России является
         стремление преодолеть бездуховность,
         нравственный кризис, охвативший
         общество. Распространившиеся явления (цинизм,
         ложь, беззаконие, коррупция, пьянство,
         наркомания, порнография и др.) люди, и
         не только верующие, стремятся
         преодолеть, обращаясь к проповедуемым
         Церковью общечеловеческим ценностям,
         идеям духовности, сострадания,
         милосердия, добра, внимания к другому
         человеку. В этих условиях значительный
         интерес представляет отношение
         респондентов к вопросам, касающимся
         ряда ключевых нравственных проблем.
         Тягу всех опрошенных, невзирая на
         мировоззренческие и конфессиональные
         различия, к моральным и духовным
         ценностям показывает, например,
         характер их реакции на понятия «мораль»
         (положительный у 89,6 % верующих и 88,1 %
         неверующих, отрицательный
         соответственно 10,4 и 11,4 %), «справедливость»
         (положительный — 96,9 и 95,7 %,
         отрицательный — 3,1 и 4,3 %), «молитва» (положительный
         — 89,2 и 58,4 %, отрицательный — 10,8 и 41,6
         %).   Таким образом, исследование
         раскрывает ряд новых характеристик
         российского верующего на пороге XXI в.
         Верующий «помолодел», более образован,
         чужд социальной пассивности и
         политическому индифферентизму,
         старается пополнить свои знания,
         используя достижения современной
         науки и техники, новейшие
         информационные средства.
         Религиозность у значительной части
         верующих не имеет четкого содержания,
         впрочем, как и мировоззрение многих
         неверующих людей. Немало верующих и
         неверующих склонно к традиционности, к
         своему народному «корню», к
         исторически «своим», подчас языческим
         представлениям и обычаям. Приверженность к
         традиционному в менталитете россиян,
         как верующих, так и неверующих,
         проявляется не только в
         мировоззренческих вопросах, но и в
         подходе ко многим вопросам личной и
         общественной жизни. Примечательно, что
         понятие «традиция» одинаково вызывает
         положительные чувства у верующих и
         неверующих (96 %). Социально-политические
         взгляды верующих схожи со взглядами
         всего населения. Вместе с тем среди
         верующих наблюдается тенденция
         относительно большей
         требовательности и непримиримости к
         проявлениям нравственной ущербности,
         социальной безответственности. В
         большинстве своем они, как и
         представители других
         мировоззренческих групп, поддерживают
         рыночные реформы, не разделяя при этом
         нынешние формы и методы их проведения. Среди верующих преобладают
         патриотические, государственнические
         настроения, ориентация на
         необходимость восстановления
         достойного места России в мировом
         сообществе. Они тяготеют к порядку,
         сильной власти и не приемлют любых
         проявлений безвластия. Одним из важных выводов
         исследования является то, что нельзя
         определять значение и роль религии и
         Церкви, их возможности для жизни и
         перспектив России, исходя только из
         числа верующих. Многие неверующие
         видят в Церкви общенациональную
         нравственную опору, признают ее
         социальный авторитет, в их сознании
         религиозное сливается с национальным.
         Все это позволяет полагать, что
         Церковь в настоящее время имеет и в
         будущем будет иметь значительные
         возможности для содействия
         социальному и нравственному
         возрождению России. Затронутая в статье
         проблема, как видно уже из
         рассмотрения некоторых ее аспектов,
         чрезвычайно сложна. Она нуждается в
         комплексном междисциплинарном
         исследовании с участием социологов и
         историков, культурологов и
         религиоведов. Крайне важно также
         сотрудничество светских и религиозных
         исследователей. Формы подобного
         сотрудничества могут быть разные (например,
         их совместное участие в экспертном
         исследовании), но именно подобное
         сотрудничество позволит обеспечить
         объективное и разностороннее
         раскрытие сложного процесса эволюции
         массового религиозного сознания,
         формирования новых черт у современных
         верующих на традиционной матрице
         русской культуры. 
          
           |